7 июня Синод Русской православной церкви в Москве осудил Собор Украинской православной церкви Московского патриархата, на котором прозвучали заявления о независимости от РПЦ, а также отнял у украинской церкви крымские епархии. Таким образом Синод РПЦ фактически не признал провозглашение Собором УПЦ 27 мая 2022 года «полной независимости» УПЦ от МП и внесения соответствующих изменений в Устав УПЦ, где Собор убрал нормы у упоминания о зависимости и связи УПЦ от МП.
Также Синод РПЦ призвал к «сохранению церковного единства» и традиционно обвинил во всех проблемах представителей «украинской государственной власти и экстремистски настроенной части украинского общества».
Приняли также ряд других важных и символичных решений, в частности Синод РПЦ МП заявил о поддержке тех архиереев и духовенства УПЦ, которые, вопреки решениям Собора УПЦ о прекращении поминовения Московского патриарха, продолжают сохранять «поминовения за богослужениями патриарха Московского и всея Руси».
В постановлении Священного синода РПЦ также говорится, что статус УПЦ (МП) может быть изменен лишь после постановления Поместного собора РПЦ.
«Напомнить, что решение об изменении статуса Украинской православной церкви может быть принято лишь в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного собора Русской православной церкви. Подчеркнуть, что самочинные действия по изменению статуса Украинской православной церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее», – говорится в решении Синода РПЦ.
По словам доктора теологии и директора Международного института Афонского наследия Сергея Шумила, этим решением Синод подтвердил полную инкорпорацию РПЦ МП в военно-политическую систему правящего режима и полную поддержку его агрессии против Украины, оккупации ее международно признанных территорий и совершение военных преступлений против народа Украины.
По словам эксперта теологии Дмитрия Саввина, Московский патриархат как структура с самого начала своего существования являлся частью государственной машины, своего рода Институтом по управлению, контролю и уничтожению православной общины. Таким он подразумевался Сталиным в 1943 году, и принципиально этот вектор не изменился. В силу этого судьба Московского патриархата всегда была и будет связана с судьбой политического режима.
«До настоящего момента УПЦ МП пыталась как-то балансировать и даже последние так называемые соборные решения — это была попытка с одной стороны успокоить свою паству, большая часть которой не желает иметь никакой связи с Москвой, а с другой — в случае изменения политической конъюнктуры, соборные решения позволяли все отыграть назад. Потому что, с одной стороны, они провозглашают полную независимость Украинской православной церкви Московского патриархата уже без Московского патриархата, а греческое слово “автокефалия” (самовозглавление) и означает ту самую независимость. С другой стороны, это решение можно было трактовать как подтверждение статуса расширенной автономии, которую УПЦ МП имела с 1990 года. То есть это была такая последняя попытка Онуфрия усидеть на двух стульях. Но очевидно, что сейчас это уже не получается. Очевидно, что судьба УПЦ МП будет решаться неотделимо от судеб Украины в целом, то есть на полях сражений, а это значит, что данная церковная структура для Московского патриархата будет потеряна. И вполне естественно в этой ситуации, что Кирилл, так же как и Путин, пытается застолбить те территории, которые он способен контролировать, в частности Крым».
Кроме того, по словам Саввина, РПЦ МП нарушила все канонические процедуры и собственные статуты.
«С точки зрения канонического права, этот вопрос можно было решить без прямого конфликта, то есть, например, оформить это как временный переход под управление Москвы и так далее. Но я думаю, что в перспективе неизбежно как отделение УПЦ МП от Московского патриархата реальное и полное, уже без всяких оговорок, так и пока РФ контролирует Крым, я думаю, что эти епархии под церковную власть Киева не вернутся», — считает Саввин.
По его словам в Крыму проводились жесткие репрессии по отношению к Украинской православной церкви, в том числе преследования духовенства. Поэтому, по мнению Саввина, тут никакого компромисса не будет.
«В целом, Кирилл выступил как могильщик структуры Московского патриархата, потому что это не секрет, что до событий 2014 года больше половины всех приходов Московской патриархии находились в Украине. И поэтому, конечно, потеря Украины — это такая церковная термоядерная бомба по сути своей. И сейчас война этот результат только закрепляет», — подтверждает Саввин.
Доктор теологии Сергей Шумило подтверждает, что РПЦ МП часто ловко манипулирует канонами и уставом: «Когда им выгодно, они легко переступают любые канонические процедуры, которые для них «не писаны», но когда надо несогласных и оппонентов поливать грязью, то их риторика сразу на вооружение подхватывает весь заготовленный пакет обвинений в неканоничности и тому подобное».
История повторяется. Так же было в 1930-е годы, когда Московский синод митрополита Сергея Страгородского обвинял в неканоничности и лишал санов и епархий святых новомучеников (репрессированные в советские времена архиереи и священники, которые были впоследствии канонизированы).
«Канон как дышло, куда подуло, туда и получилось», — основной принцип, по которому работает РПЦ. По мнению теолога Сергея Шумило, кто бы что ни делал в этой системе, какие бы нравственные или канонические преступления ни совершал, главное, чтобы сохранял верность кремлевскому режиму, что патриарх Кирилл успешно делает вот уже много лет.
Учитывая риторику РПЦ и последние решения ее Синода, Российская православная церковь никогда не воспримет УПЦ как отдельную церковь, а только как свое собственное структурное подразделение.
И учитывая угрозы Синода РПЦ о новых расколах, следующим шагом будет отторжение епархий РПЦ на других оккупированных территориях.