ghost
Остальное

«Красный квадрат» Ротенберга становится черным

фото: kremlin.ru
21 июня, 2022

  • Блокада «Красного квадрата»
  • За что наказана Гузеева
  • Пролог удара по Крымскому мосту?

«Красный квадрат» в окружении

YouTube-каналы ряда продуктов крупнейшего в России производителя телевизионного контента – медиагруппы «Красный квадрат» – заблокированы. 20 июня об этом кто только не пишет – и yandex.ru, и «Известия», и «Московский комсомолец», и Газета.ру…

Ясное дело: «Квадрат» продюсирует популярные программы «Модный приговор», «Давай поженимся», «Кто хочет стать миллионером?», «Минута славы», «Контрольная закупка» и еще ряд передач с высоким рейтингом.

Но все – теперь в YouTube переход по ссылке на «Модный приговор», «Давай поженимся» и ряд аккаунтов закрыт. Видеосервис извещает: причина – «нарушение условий пользования». Но кому принадлежит «Красный квадрат»? Аркадию Ротенбергу – владельцу (по данным Forbes) примерно 2,6 млрд долларов – одному из 50 богатейших людей России – олигарху, попавшему под санкции США, ЕС и Великобритании.

Впервые это случилось еще в 2014-м в связи с захватом Крыма. Кстати, тогда-то он и купил контрольный пакет акций «Квадрата», считая бизнес перспективным активом. Новые санкции ввели в 2015-м. Потом – в 2020-м. Ну и в 2022 году.

Каковы будут финансовые и иные потери Ротенберга от новых мер YouTube – сказать сложно. Но важно отметить: Константин Эрнст – гендиректор «Первого канала», выпускавшего его шоу – также находится под санкциями.

За что Гузееву-то?

Ясно: «Квадрат» окружен блокировками не за прибаутки сватьи-бабы Гузеевой и не за шуточки модницы Хромченко. Из «Красного» он превращается в черный.

Пресс-служба компании сообщает, что блокировка связана с тем, что «Google соблюдает законы США о санкциях и применяет соответствующие политики в отношении своих сервисов». Это и привело к закрытию каналов YouТube, связанных с «Квадратом». Владелец под запретом – владения тоже. Логично.

Кстати, с 24 февраля заблокированных программ нет на «Первом канале». Он превращен в орудие пропаганды – вещает «на военных рельсах». Его пиарщики зовут это «изменением концепции». Согласно ей, в дневном эфире место Гузеевой, Сябитовой и астролога Василисы занял военный агитатор Гордон с ток-шоу «Время покажет» и Никонов, Суслов и Саймс с «Большой игрой». Не удивляйтесь: Саймс замечен там и после 24 февраля.

Эти ресурсы были и остаются пропагандистскими, чего не скажешь о заблокированных YouTube. Но логика пропаганды как раз сейчас требует смены тактики. Постоянный долбеж по мозгам миллионов людей одной и той же войной-войной-войной не может быть успешным. От него устают. Его бояться. Задумываются. Z-ресурсы советуют начальству: покажите людям, что они живут мирно, задорно и весело. Успокойте их. То есть и шоу «Квадрата» могли найти место в «спецоперации», вернув в эфир его продукты.

Пролог удара?

В мае сайт «Доклады об организованной преступности и коррупции» (Organized Crime and Corruption Reporting Project), сообщил: яхта Rahil (стоившая по оценке Forbes 35 млн евро и зарегистрированная на Мальте), которую использует семья Аркадия, принадлежит его бывшему охраннику Александру Козлову. То есть может избежать санкций.

Причем однажды – а именно зимой 2016-го – Европейский суд общей юрисдикции уже признал ограничения 2014 года необоснованными. А принятые через год – законными. То есть активы Ротенберга в ЕС не разморозили. А дальше – по нарастающей до 2022-го, когда в феврале против него и его брата Бориса снова ввели санкции, теперь – Лондон.

Еще апреле 2021 года «Немецкая волна» и другие источники сообщили: с 2019 года Ротенберг, которого они называют «близким другом Путина», владеет пятью предприятиями в захваченном Крыму – «Ай-Петри», «Мисхор», «Жемчужина», «Дюльбер» и «Дача Рахманинов». В их ремонт он собирался вложить 15 млрд рублей.

Перечислять все активы Аркадия, его брата и сыновей (они тоже под санкциями) нет нужды. Но вспомним: в 2021-м это он объявил себя владельцем особняка, который расследование Фонда борьбы с коррупцией называет «дворцом Путина».

А в январе 2021 года «МБХ медиа» сообщило, что принадлежащая миллиардеру компания «Мостотрест», получила контракт на обслуживание железнодорожной части Керченского моста. Контракт на 204 млн рублей был рассчитан на полгода.

При этом 16 июня «РИА Новости» привело слова генерала ВСУ Дмитрия Марченко о том, что Крымский мост – «основная кишка подтягивания резервов» прокремлевских сил – станет «целью номер один», когда Украина получит нужное оружие.

Эти слова так смутили околокремлевские круги, что в тот же день один из ведущих бюрократов-пропагандистов Сергей Лавров поспешил заявить, что «у нас все-таки армия ответственная и все эти угрозы берутся на заметку, дыма без огня не бывает…»

Никто не связывает атаку на мост с блокировкой ресурсов Ротенберга. Однако недавний удар по черноморским газовым платформам показал: дыма без огня нет – это точно.