Флибустьерский флаг на наших лицах и на наших погонах.
Дмитрий Потапенко, экономист
В конце марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление №506 о разрешении «параллельного импорта». Таким образом импортеры теперь смогут ввозить в страну товары для продажи без разрешения правообладателя.
Что такое «параллельный импорт»? Параллельным импортом считается ввоз в страну брендовых товаров без согласия владельца товарного знака. В основе этого понятия лежит принцип исчерпания исключительного права владельца товарного знака. Данный принцип означает, что возникает возможность свободного оборота товаров, на которых нанесены товарные знаки, если они были первоначально введены в оборот или самим правообладателем, или с его согласия. В мировой практике существуют различные режимы исчерпания исключительного права: международный, региональный или национальный.
Международный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает сразу же после первой продажи товара в любой стране мира. После этого товар можно перепродавать, не спрашивая разрешения у владельца товарного знака.
Региональный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает после первой продажи товара лишь в какой-либо из стран, входящих в то или иное интеграционное объединение.
Национальный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает лишь после первой продажи товара в данной стране.
В России с конца 2002 года действовал национальный принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности на товарный знак. Тогда же были внесены соответствующие изменения в ст. 23 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Этот принцип также был закреплен в статье 1487 Гражданского кодекса РФ.
Однако 29 марта этого года, когда в результате начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину на Россию были наложены значительные санкции и ограничения, приведшие к тому, что многие ведущие мировые компании запретили поставку своей продукции в страну, правительство приняло постановление №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». Это постановление, получившее название «постановление о параллельном импорте», фактически ввело в России международный принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности на товарный знак. Глава Кабинета министров РФ Михаил Мишустин, комментируя принятое постановление, заявил, что цель легализации — удовлетворить спрос «на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности». По словам Мишустина, это позволит обеспечить поставки таких товаров в России «вопреки недружественным действиям иностранных политиков».
Как поясняет экономист Дмитрий Потапенко, «существует несколько вариантов импорта товаров. Существует импорт через уполномоченные компании, как это ранее существовало в России, а существует принцип, когда любой покупатель из третьей страны может приобрести брендовый товар там, где он легально введен в торговый оборот, и потом импортировать в свою страну». Потапенко подчеркнул, что это не является ввозом контрабанды или контрафактной продукции, хотя, в таком случае, отличить фирменную продукцию от контрафактной будет весьма сложно.
В соответствии с принятым постановлением, 19 апреля 2022 года Минпромторг РФ приказом №1532 утвердил перечень товаров, на которые распространяется разрешение параллельного импорта. Этот список огромен и включает в себя 50 групп товаров, в числе которых: текстиль, кожаные изделия, одежда, парфюмерия, оборудование и механические устройства, телефоны, компьютеры, аудио- и видеотехника, транспорт. Для некоторых групп товаров, таких как одежда и обувь, перечень включает в себе всю товарную группу. Для других — лишь конкретные бренды. Всего в документе перечислено 200 позиций и категорий. И в первую очередь — это гаджеты и электроника. В частности, это продукция таких производителей, как компании Apple, Samsung, Nokia, Sony, Siemens, HP, Huawei и Lenovo. Практически полностью в перечень внесена автомобильная техника и запасные части для нее.
Отдельная группа — промышленное оборудование, куда попала техника Caterpillar, Siemens и ряда других ведущих мировых брендов. В связи с этим целесообразно вспомнить скандал 2018 года, когда турбины для тепловой электростанции производства немецкого концерна Siemens оказались в Крыму. Siemens и дочерняя компания в России «Сименс технологии газовых турбин» утверждали, что по контракту турбины предназначались для другой тепловой электростанции в России, и этот контракт прямо исключал возможность перевезти их из России в Крым, в связи с действующими санкциями ЕС. Российская сторона тогда возражала, что после внутренней перепродажи турбины уже считаются «приобретенными на вторичном рынке», и ограничения контракта на них не распространяются. Тогда Верховный суд России отказал в рассмотрении кассационной жалобы ООО «Сименс технологии газовых турбин» и Siemens Aktiengesellschaft на решения российских судов нижестоящих инстанций об отказе по иску к структурам «Ростеха» по делу о поставках турбин в Крым.
Как отмечал Герман Клименко, председатель совета Фонда развития цифровой экономики, «однозначного ответа о вреде или пользе параллельного импорта нет. Как элемент цифровой экономики это, безусловно, благо, но с особенностями»”.
Резюмируя рассуждения по поводу «параллельного импорта», Дмитрий Потапенко замечает, что «для нас, для “физиков”, цена будет расти, а ассортимент сокращаться. Ничего экстраординарного. Все будет, как при советской власти. Флибустьерский флаг на наших лицах и на наших погонах».
Таким образом, в России фактически легализовано воровство интеллектуальной собственности, что, однако, вовсе не является чем-то особо новым. Практика приобретения высокоинтеллектуальной продукции в других странах с целью последующего нелегального копирования широко применялась в СССР на уровне спецслужб. Этим занимался даже специальный отдел во внешней разведке — 2-м главном управлении КГБ. А сейчас, в эпоху «борьбы за возрождение СССР», эти методы расцвели с новой силой. К тому же, таким образом кремлевская власть намеревается обходить санкции, ограничивающие их возможности в приобретении запчастей и комплектующих для промышленного оборудования и производимой в России современной военной техники, расход которой в результате «специальной военной операции на Украине» оказался просто невосполнимым. Ну не все же время снимать с хранения изрядно заржавевшее вооружение более чем 30-летней давности, произведенное еще в СССР. Неэффективно, ненадежно и эксплуатироваться не очень хочет.
Да что тут говорить! Достаточно вспомнить знаменитое высказывание президента РФ Владимира Путина 20 ноября 2019 года на форуме «Россия зовет!»:
«Мы подождем, пока американцы истратят деньги на технологии, а потом — цап-царап. Или задешево купим».