ghost
Остальное

Кино, вино и импортозамещение: как разные отрасли выживают в условиях санкций? (спойлер: не выживают)

Фото: pexels
28 июня, 2022

Война России против Украины идет четыре месяца, страну с разных сторон атакуют западные санкции. Несмотря на то что Кремль неустанно говорит о том, что экономика страны готова к этому, а иногда даже заявляет о пользе таких ограничений, цифры и факты свидетельствуют об обратном.

  • В 2023 году экономика России может сократиться на 15%
  • Больше всего из-за западных санкций пострадали отрасли, которые связаны с импортом
  • Автомобили в России продолжат дорожать, а самолеты в перспективе ближайших нескольких лет будут летать только внутри страны
  • Работники сферы машиностроения и авиасообщения будут массово терять работу
  • Лекарства в России продолжат дорожать, клинические исследования прекратятся, импортозамещение не сможет покрыть все нужды людей
  • Электроника в России подорожает почти вдвое, из-за параллельного импорта гарантию на продукцию будет получить очень сложно
  • Большинство кинотеатров в России до конца лета станут полностью убыточными и закроются
  • 20% салонов красоты могут закрыться до конца года

Путь изоляции имеет свои признаки и особенности — сейчас Россия фактически живет за счет некоторых функционирующих отраслей и быстрых политических решений. Но многие сферы экономики и жизни простых россиян просто не имеют глобальных перспектив, несмотря на все усилия Москвы.

Экономический прогноз

Может показаться, что санкции почувствовали на себе не все россияне: большая часть граждан никогда не бывала за границей, и далеко НЕ большая часть людей работала на западные компании.

Пока это действительно так, но экономисты прогнозируют ощутимый массовый эффект уже осенью. С ними согласны и западные политики — мало какие ограничения имеют молниеносное действие в масштабе огромной страны. Госсекретарь США Энтони Блинкен сделал более долгосрочный прогноз. Он заявил, что в следующем году экономика страны сократится на 8–15%. Ведь рубль поддерживается искусственно, а тысячи компаний покинули Россию.

«Москва пока предотвращает экономический коллапс, принимая чрезвычайные меры для поддержки своей валюты. Но эти методы нежизнеспособны, поскольку начинает в полной мере сказываться эффект от торговых ограничений», — сказал Блинкен.

Блинкен добавил, что уже введенные санкции с каждым месяцем будут иметь нарастающий эффект, и именно за счет этого его начнут ощущать все большее количество простых россиян. А по прогнозам Конгресса США, за текущий год ВВП России должен сократиться на 10–15%.

Меньше всего от западных ограничений пострадают сферы пищевой промышленности, нефтегазовая отрасль, сельское хозяйство и цветная металлургия. Точнее, эти сферы показали возможность приспособиться, и эта тенденция будет сохраняться.

Закономерно больший урон будет нанесен сферам, которые построены на любом импорте из западных стран, в частности сырья и комплектующих.

Машиностроение, которого нет

Машиностроение еще в начале войны назвали самой уязвимой отраслью в условиях международных санкций. Все из-за глобального дефицита оборудования и деталей. В первую очередь от этого удара страдает автопром и авиастроение.

География катастрофы смыкается в Калуге, Калининграде, Тольятти и Санкт-Петербурге. Там находятся самые большие всероссийские точки автосборочных производств передовых западных марок.

Оставшиеся на рынке автомобили резко подорожали, их цена будет расти и дальше. Все меньше россиян сможет позволить себе машину, а работники автосборочных предприятий будут терять работу.

Сайт «Утро Февраля» уже рассказывал о Кубинском пути российского автопрома. Кремль стремится предотвратить этот сценарий с помощью параллельного импорта, который во всем цивилизованном мире называется простым словом — контрабанда.

Что касается авиастроения, тут ситуация еще хуже. Изоляция России от внешнего мира проявляется не только в метафорическом смысле, а и на практике. Ситуация достигнет того, что самолеты будут курсировать только внутри страны: зарубежные компании отказались обслуживать российские воздушные суда.

Сильнее всего это коснется именно пассажирских перевозок.

Порядка 80% всего авиапарка составляют самолеты иностранного производства. Почти все они находятся не в собственности, а в аренде. Собственники самолетов разорвали контракты с Россией. Ответом Кремля стала традиционная кража транспортных средств — государство отказалось возвращать около полумиллиона единиц техники.

В теории, ими можно будет пользоваться еще некоторое время, а после — разобрать на запчасти. Этот шаг будет уже напрямую влиять на безопасность авиаперевозок, как и увеличение режима летной годности. Летать на этих лайнерах в дружественные страны можно еще какое-то время. Хотя даже там есть вероятность ареста воздушных судов по требованию лизингодателей.

На безопасность влияет и то, что контролировать обслуживание бортов должны производители, например Boeing и Airbus, но в нынешних условиях делать этого они не будут. В конечном итоге, многим работникам сферы авиаперевозок просто не хватит работы. Российские аэропорты уже начали сокращения персонала.

Болеть — не по карману

Лечиться в России тоже станет дорого и бесполезно. Причина все та же — массовое сокращение поставок лекарств и сырья для медикаментов из-за границы. Около 55% продаваемых в России лекарств — импортные. Но и с отечественной фармацевтикой не все так просто. Около 85% российских лекарств производятся с помощью зарубежного сырья, так называемых субстанций. А западные технологии и медицинское оборудование вообще составляли 90% всего рынка

В начале войны фармацевтические корпорации осудили вторжение России в Украину и заявили об ограничении всех поставок, кроме жизненно необходимых препаратов. Труднее всех приходится пенсионерам и тем, кто имеет серьезные хронические заболевания: сердечную недостаточность, диабет, астму. Отдельный список составляют пациенты со смертельными недугами — онкологией и ВИЧ, а также люди с редкими генетическими отклонениями и инвалидностью.

Кстати, они тоже в зоне огромной опасности: все клинические исследования в России заморожены. Речь идет и об уже начавшихся разработках, и о тех, которые только были в планах. А это означает, что многие пациенты, имеющие редкий диагноз, так и не дождутся своей спасительной таблетки. Глобальные последствия тоже необратимы — лучшие кадры в сфере медицинских исследований останутся без работы.

Западные санкции напрямую не заставляют фармкомпании прекращать ввоз медикаментов Россию. В некоторых случаях это было решение самих корпораций, в других — подводит логистика и трудности с банковскими переводами.

Из-за транспортных ограничений на таможне царит хаос, что сказывается на импорте медикаментов. Некоторые лекарства просто не доезжают до пункта назначения — крупные судоходные компании отказываются работать с Москвой. А из-за отключения системы SWIFT некоторые платежи не доходят до адресата.

Минздрав успокаивает народ: чиновники обещают сосредоточиться на производстве отечественных аналогов в тех областях, где это возможно. Заявляют, что имеющихся медикаментов хватит еще на несколько месяцев, мол, этого времени будет достаточно для того, чтобы придумать, как решить проблему.

Рабочие варианты — наладить поставку из Индии и Китая. Качество лекарств будет падать, а цены — расти. С начала войны в Украине цены на медикаменты уже в среднем увеличились почти на 15%.

Индустрия (не)красоты

Проблемы эстетической медицины волнуют намного меньший процент россиян, однако этот рынок тоже падает. Еще весной американская компания AbbVie приостановила поставки ботокса и филлеров. А это самые востребованные средства в российской индустрии красоты.

Есть и хорошие новости — корпорация заявила, что перестанет поставлять ботокс только на нужды эстетической косметологии. Для сфер урологии и неврологии, где вещество также активно используется, импорт не прекратится.

Российские аналоги ботокса на рынке есть, но востребованными они не являются, несмотря на то, что по составу являются практически идентичными. Речь идет о релатоксе от «Микрогена» и миотоксе от Центра им. М П. Чумакова. Что касается китайских аналогов — они использовались в основном не в косметологии, а в лечебных целях.

Ботулотоксин можно закупить и у локальных производителей, а вот альтернативы филлерам нет никакой. Бренд Juvederm, являющийся самым популярным в российской косметологии, тоже покинул рынок. Кроме американских и европейских филлеров в России активно использовали продукты из Южной Кореи. Теперь, в силу политических причин, сотрудничество будет становиться все сложнее — страна попала в список «недружественных».

На рынке есть филлеры отечественного производства — Amalain и Revi. Но с ними такая же ситуация, как и с российскими медикаментами: для их изготовления используется импортное сырье, которое по объективным причинам до России не доедет.

Эксперты прогнозируют, что огромное количество салонов красоты в России может прекратить работу — мастерам будет просто не с чем работать. До конца года может закрыться около 20% косметологических кабинетов.

Те салоны, которые продолжат работать на своих оставшихся материалах и запасах поставщиков, рискуют стать нерентабельными. Платежеспособность клиентов на не первостепенные услуги неумолимо падает. Значительно повысить цену на уколы красоты — означает растерять пациентов. Поставщики уже предлагают препараты и оборудование по завышенному на 20–30% прайсу.

Самый большой риск — расцвет подпольной косметологии в подвалах, где люди без медицинского образования работают на контрабандной продукции по ценам ниже рыночной. Для более обеспеченных россиян выходом станет бьютификация за границей, например в Турции, куда еще летают самолеты.

Сайт «Утро Февраля» уже рассказывал о том, сколько россиянам будет стоить быть красивыми, и подробно разбирал этапы краха российской бьюти-индустрии.

Непростые времена ждут и обычные парикмахерские, где делают прически и макияж. Цены на косметику и стайлинг также растут. А в условиях низкой рентабельности бизнеса, российские высококвалифицированные мастера бьюти-сервиса, которые славятся во всем мире, будут либо уходить из профессии, либо их услуги станут недоступными для подавляющего большинства клиентов.

Узаконенная контрабанда электроники

Рынок электроники в России тоже начал свой обвал буквально с первых дней войны — все крупные бренды, дилеры и поставщики просто прекратили официальные поставки. Forbes считает, что до конца года электроника, бытовая техника, смартфоны и компьютеры подорожают на 40%. 

Нехватку этих товаров еще более значительно можно будет ощутить уже в конце лета. Аналитики говорят, что запасов уже закупленной техники хватит еще на несколько месяцев. Но так называемая товарная яма образовывается уже сейчас.

Рынок электроники — та отрасль, где попытка импортозамещения точно не сможет покрыть все нужды потребителя. Проблему пытаются решить в лучших традициях метода «цап-царап» — за счет параллельного импорта. По сути, это развитие так называемого серого рынка, который было решено просто узаконить.

В полную силу этот механизм сможет заработать ближе к зиме, поэтому на быстрое восстановление рынка надеяться не стоит. Но подвижки уже есть. Некоторые крупные сети магазинов начали ввоз продукции по схеме параллельного импорта. Но предупредили о подорожании на 10–20%.

На следующий день после вторжения России в Украину цены в магазинах бытовой техники взлетели на 30%. Потом они то снижались, то снова росли, но тенденция подорожания самых популярных товаров все равно сохраняется. Все это, наряду с общим обнищанием, привело к тому, что продажи электроники в российских магазинах сократились вдвое.

Такой шаг для обычных потребителей, кроме повышения цены, повлечет за собой и другие неприятные моменты. Речь идет об отсутствии локализации и гарантии сервисного обслуживания. В коробках от новых телевизоров уже отсутствует инструкция на русском языке, а ответственных за брак техники при сером импорте вообще найти очень сложно.

Все это приведет к тому, что Россия постепенно будет становиться все менее технологичной страной. Только если в случае с автопромом пересесть на отечественные или подержанные машины еще хоть как-то возможно, то на рынке электроники все будет гораздо сложнее. Эксперты прогнозируют, что спрос на китайские бренды телефонов значительно возрастет — и они перестанут быть более дешевыми аналогами IPhone, цена на них тоже повысится.

В этом контексте нельзя не упомянуть общее состояние IT-индустрии в России. Сайт «Утро Февраля» уже писал о сильнейшем оттоке кадров и отчаянных попытках импортозамещения. Фокус программистов, которые решили остаться в стране, будет направлен именно на создание аналогов западным технологиям под строгим надзором Кремля. Все это приведет к тому, что российский рынок в ближайшие годы не будет пополняться инновациями, что чревато еще более пагубной изоляцией и стагнацией.

«Кина не будет»

Рынок кинопроката в России национализируется, сам того не желая. Представители бизнеса считают, что если западная индустрия не вернется, выжить смогут только муниципальные кинотеатры. Частные не смогут работать без больших студийных проектов и дотаций из госбюджета. Большинство кинотеатров могут закрыться к концу лета, около 20% не работают уже сегодня.

Из-за нападения на Украину с Россией отказались работать передовые голливудские студии: Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Paramount Pictures и другие. Причиной стал не только фактор войны, но и отключение платежной системы SWIFT. Без нее вести бизнес просто невозможно.

Рентабельность индустрии стремительно снижается также из-за того, что кинооборудование импортировалось исключительно с Запада. Большинство поставок вообще прекращены. А стоимость доступных ламп и комплектующих к проекторам выросла примерно на 80%. В этом случае ситуацию может спасти параллельный импорт — кинооборудование тоже попало в список разрешенных для пиратства товаров.

С начала войны в российских кинотеатрах крутили старые голливудские и отечественные фильмы. Среди них «Волк с Уолл-стрит», «Телохранитель киллера», «Брат», «Тарас Бульба» и другие. Из новых фильмов нет ничего, кроме низкобюджетных картин.

Кассовые сборы упали более чем вдвое. Кинотеатрам придется придумывать новые услуги, помимо самого контента, которым они могут привлекать зрителей. Импортозамещение тут тоже не сработает — российское кино даже при большом желании не сможет компенсировать убытки.

Есть вероятность, что афиши кинотеатров уже совсем скоро будут состоять из отечественных и китайских фильмов. Проанализировать спрос пока не представляется возможным.

Смешно, но параллельный импорт коснулся даже самих фильмов — их стали показывать в кинотеатрах нелегально. Речь идет о премьере «Бэтмена», которая сорвалась из-за вторжения в Украину.

По российскому законодательству, такие действия даже сейчас являются незаконными. Но раз телефоны и автомобили можно, то почему кино нельзя?

Скорее всего, индустрия кинопроката вообще уйдет в историю, а россияне будут смотреть пиратские копии в интернете. Правительство готовит законопроект о «принудительном лицензировании» фильмов из «недружественных» стран. Это значит, что лицензию западных блокбастеров, которые будут показывать в кинозалах, признает только Россия. Такой шаг навсегда разорвет отношения между Голливудом и Москвой.

Отдельная тема — уход стриминговых сервисов: Netflix, Amazon Prime Video и Apple TV+. Однако продолжают работать российские онлайн-кинотеатры «Кинопоиск HD», Okko, KION, more.tv и Amediateka. Но насколько долго они смогут просуществовать без западных премьер, спрогнозировать очень сложно, особенно во времена общего экономического кризиса. Есть вероятность, что россияне просто не захотят оплачивать сервисы, где можно посмотреть только российское кино.

Что касается киноиндустрии в целом, она тоже будет меняться. Главная отрицательная тенденция — упадок авторского кино. Из-за того, что государство взялось активно помогать сфере, очевидно, Кремль будет выдвигать свои требования к сценариям, а независимых фильмов станет в разы меньше.

Этот процесс уже начался: Минкульт не выдал прокатное удостоверение экранизации «Ампир V», в которой одну из ролей сыграл рэпер Oxxxymiron — последовательный противник войны в Украине.

В итоге, российская киноиндустрия станет производителем исключительно «ура-патриотических» фильмов. Сняты они будут Михалковым, в главных ролях с Дюжевым, Безруковым, Васильевой и другими «политически-грамотными» актерами, поддерживающими политику партии и кровавую войну с Украиной. Чтобы все итоги Путина, которые описывались в этой статье, можно было свалить на загнивающий Запад, который покинул «свободную» Россию.