Конференция министров иностранных дел «Большой двадцатки» началась 7 июля на индонезийском острове Бали. Она предваряет саммит G20 с участием глав государств.
Хотя глава МИД РФ Сергей Лавров участвует в конференции, нельзя сказать, что его ожидал дружеский прием.
Так, госсекретарь США Энтони Блинкен и его западные партнеры намерены демонстративно игнорировать Сергея Лаврова. Встречу с ним Блинкен не планирует. «Это не самое подходящее время для подобных мероприятий <…> Российская сторона не выказала серьезности, которую от нее ожидали», — заявили в Госдепе.
Не будет Блинкен и участвовать в фотосессиях, где ему пришлось бы соседствовать с Лавровым.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ответила на это словами из сочиненной ею песни «June Song»: «Твоя власть слабеет, я улечу от этой лжи».
Правда, не очень ясно, что именно Захарова имела в виду: например, является ли ложью утверждение, что власть Вашингтона слабеет? Куда она собирается улететь и при помощи какого летательного аппарата, тоже не очень понятно.
Тем не менее улетевший на Бали Сергей Лавров все же провел встречу на полях конференции — но не с Блинкеном, а со своими китайским и турецким коллегами Ван И и Мевлютом Чавушоглу. МИД РФ с удовольствием сообщил: «Министры выразили удовлетворение динамикой политического диалога между нашими странами на высшем и высоком уровне в 2022 году. Подтвердили готовность к продолжению плотных контактов руководства России и Турции, в том числе в очном формате».
Однако вряд ли встреча была столь безоблачной, как говорится в кратком коммюнике. Наверняка обсуждались такие проблемы, как Сирия и вопрос о поставках зерна из Украины на Ближний Восток. Для Турции это весьма болезненно, какое там «удовлетворение динамикой».
Ужин глав министерств иностранных дел прошел без участников G7. Глава МИД Великобритании Лиз Трасс была вынуждена экстренно прервать участие в конференции из-за правительственного кризиса. Есть большая вероятность, что именно она сменит Бориса Джонсона на посту лидера консерваторов. Но остальные министры иностранных дел крупнейших западных государств мероприятие просто игнорировали — ужинать с Лавровым им не хотелось.
Между тем Еврокомиссия заявила, что участие РФ на высоком уровне в форуме G20 может подорвать доверие к этой организации и ее эффективность. И это куда серьезнее, чем бойкот дипломатического ужина.
Поэтому вопрос, в каком формате Путин станет участвовать в ноябрьском саммите G20 (и станет ли вообще), остается открытым.
Например, авторы телеграм-канала «Малюта Скуратов» считают, что не будет:
«Сегодняшние разъяснения МИДа только добавили неопределенности: все будет зависеть от эпидобстановки в регионе и ситуации в мире, но пропустить саммит в принципе он не хочет: «В предварительном порядке информировали Джакарту о намерении Президента Владимира Владимировича Путина принять в нем <в саммите> участие».
Еще раз: из соображений безопасности ни на какой саммит с участием западных лидеров Путин, конечно, не поедет, но будет до последнего держать всех в подвешенном состоянии».