ghost
Остальное

Иски против западных компаний: как бывшие сотрудники, подрядчики и потребители провожают любимые бренды

Фото: Depositfiles
8 июля, 2022

Уйти с российского рынка по-английски получится не у всех зарубежных компаний.

  • Процедура соглашения сторон становится ненадежной для работодателя
  • Массовые иски бывших сотрудников могут привести к повальным увольнениям «по статье»
  • В суд на западные компании активно подают подрядчики и потребители

Их может ждать огромное количество исков от бывших сотрудников, которых уволили по соглашению сторон. В результате практика судебных разбирательств бывших сотрудников с работодателями может войти в моду не только во время массового ухода западных корпораций. Это могут перенять и российские фирмы. Что в дальнейшем может привести к самым разным последствиям на отечественном рынке трудоустройства.

Тенденции рынка труда

Корпорации, которые успеют оформить все документы, получат претензии уже на имя новых собственников их российских юрлиц.

Такими исками бывшие сотрудники хотят сказать, что никакого соглашения сторон на самом деле не было. Цель — получить дополнительную компенсацию за неотработанные не по своей вине смены.

«Коммерсант» пишет, что российские суды в трудовых спорах стали чаще становиться на сторону сотрудников, к которым применили процедуру увольнения по соглашению сторон.

Юристы говорят, что число исков от работников, чья карьера в какой-либо компании прервалась по соглашению, в последние два года значительно выросло, и эта тенденция, как мы видим, сохраняется.

Росстат приводит статистику увольнения сотрудников по разным статьям:

  • по собственному желанию – 75–80%
  • «другие причины» – 10–12%
  • по соглашению сторон – 6–7%.

Другие тонкости

Важно рассмотреть две стороны подобных споров. Работодатели стремятся заканчивать все трудовые отношения непосредственно перед увольнением сотрудника. Почему? Чтобы человек не успел отказаться.

Сотрудники же хотят получить возможность не только восстановиться на работе, но и сохранить средства, полученные по соглашению. А также получить компенсацию прогула, морального вреда и расходов на юриста, если таковые имеются.

Когда суд принимает сторону сотрудника, он аргументирует это тем, что на человека могло осуществляться давление. Или тем, что у него не хватило времени для принятия решения, чего в теории и мог добиваться работодатель.

В российском законодательстве четко прописаны условия пересмотра двусторонней договоренности. Это могут быть жизненные обстоятельства сотрудника и доказательства принуждения со стороны начальства подписать такую бумагу.

Что говорят россияне?

Люди справедливо боятся, что компания, на которую они подадут в суд, просто объявит себя банкротом:

«А уволенные искующие работники могут столкнуться с банкротствами российских веток, так что все схвачено».

«Ну тут не столько сокращение штатов, сколько банкротство российского юрлица по причине форс-мажора. У западных компаний есть два варианта — сохранять репутацию и заплатить все положенное по сокращению либо вывести активы, что возможно за рубеж, объявить дочку банкротом, который в лучшем случае сможет вернуть долги по зарплате».

«Ну тут вообще веселый бумеранг получится. Пара первых подаст иск и получит деньги. Остальные выиграют иск, но юрлицо будет уже банкротом и ничего не получат. При этом сформируется достаточно жесткая по отношению к (абстрактному) работодателю практика правоприменения. В итоге этой практикой будет пользоваться трудовая инспекция для устрашения или уволенные сотрудники. А это ударит по всем работодателям и сотрудникам».

Действительно, дело не в том, как западные компании будут решать индивидуальные вопросы с каждым сотрудником. Основная проблема в том, что в случае массовых исков трудовая система в России сильно изменится.

С одной стороны, это позитивная тенденция – у работников есть шанс получить дополнительные средства. Но в новой реальности, в условиях бегства серьезных западных компаний с российского рынка, такие судебные решения могут иметь и долгосрочные негативные последствия.

Работодатели вполне могут просто перестать пользоваться форматом соглашения сторон. И вместо этого начать увольнять людей «по статье».

Volkswagen и IKEA

Многие западные компании стремятся попрощаться с российскими работниками по-джентльменски. Расстаются они по соглашению сторон, а компенсации получают как при сокращении.

Volkswagen предложил своим сотрудникам в Нижнем Новгороде добровольно уволиться, получив до шести окладов. Но в компании также применили процедуру добровольного расторжения трудовых договоров по соглашению сторон, поэтому риск исков все равно присутствует.

IKEA также взяла на себя обязательства выплатить сотрудникам в России компенсацию за увольнение. Бывшие работники компании получат семь своих зарплат.

Но это устроило не всех. Профсоюз IKEA хочет сохранить рабочие места в Новосибирске, однако если этого не получится, то уволить всех по сокращению, а не по соглашению сторон. Ведь при такой процедуре у уволенного сотрудника есть больше преимуществ. Самое важное — возможность оформить кредитные каникулы.

Другие судебные издержки

При уходе с российского рынка западные компании сталкиваются не только с проблемами выполнения обязательств перед своими сотрудниками. С одной стороны, на них давят санкции, а с другой — обида России на их побег. Любимые россиянами бренды просто не могут уйти без многочисленных претензий, жалоб и судебных тяжб.

К российским структурам торговой сети магазинов строительных и хозяйственных товаров OBI подали 53 иска почти на 300 млн рублей. Львиная доля — за неуплату арендных платежей управляющей компании «Сургутгазстрой».

Из-за этого OBI будет сложно найти того, кто купит этот бизнес в России. Ведь все обязательства по долгам лягут на новых владельцев.

А вот на сервис аренды жилья Airbnb иск хотят подать потребители. Все из-за того, что компания запретила своим пользователям бронировать жилье в России и Беларуси и приостановила все операции на территории этих стран.

Также сервис заблокировал все аккаунты, принадлежащие жителям РФ и Беларуси. Некоторые пользователи писали, что деньги за уже существующую бронь не вернулись на счет.

В соцсетях активно призывали подавать на Airbnb коллективный иск.

«Я бы ожидал от Airbnb, как от порядочной компании, полного возврата денег, но вместо этого компания перевела средства на баланс внутри своего приложения и обещает их бессрочно хранить. Ну не верх ли это цинизма — отобрать деньги, отказать в последующих бронированиях по принципу страны происхождения и делать вид, что ничего не произошло?.. Призываю всех, кто пострадал от неправомерных действий Airbnb, присоединяться к пулу участников коллективных исков. Это можно сделать, пройдя по ссылке ниже и заполнив анкету. Если нас наберется достаточное количество, то компания сформирует коллективный иск», — пишет на своей странице в Facebook Искандер Бинашев.

По последним исследованиям, почти половина россиян оценивают деятельность судов резко отрицательно. Респонденты признавались, что готовы идти в суд только в крайнем случае.

Но сейчас из-за изменения политической конъюнктуры все больше граждан РФ могут рассчитывать на лояльность правосудия в вопросе наказания западных компаний, без которых еще пять месяцев назад не представляли свою повседневную жизнь.