Минфин США дал разъяснения по вопросу введения санкций против России в сфере продовольствия, удобрений и медикаментов.
Международные экономические санкции, как средство давления на Кремль за вооруженную агрессию против Украины, оружие обоюдоострое. Их, как достаточно сложный и тонкий прибор, необходимо очень аккуратно настраивать. Ведь основная задача санкций — не нанесение вреда простому россиянину, а воздействие на руководство страны и жирующих, с его благословения, олигархических кланов. Об этом еще раз напомнило Министерство финансов США, опубликовав информационный бюллетень, в котором дополнительно разъяснило, что сельскохозяйственные товары (включая удобрения), сельскохозяйственное оборудование или лекарства, относящиеся к России, не являются объектом санкций США. «Министерство финансов также принимает меры по расширению сельскохозяйственных и медицинских разрешений в Генеральной лицензии (GL) 6B, связанной с Россией, в том числе теперь они охватывают операции, связанные с сельскохозяйственным оборудованием. Это расширение GL еще раз подтверждает, что санкции США против России в ответ на ее неспровоцированную и неоправданную войну против Украины не мешают торговле сельскохозяйственной продукцией и лекарствами», — говорится в сообщении на сайте министерства. В качестве причин такого уточнения санкционной политики Министерство финансов США подчеркивает, что «война России против Украины усугубила острую и хроническую нехватку продовольствия, вызванную конфликтом, изменением климата и COVID-19. Война Путина задушила производство продовольствия и сельскохозяйственной продукции». И с этим сложно спорить! Очевидно, что, ведя тотальную войну против Украины по всем фронтам, включая и экономический, Кремль активно использует продовольствие в качестве оружия войны. Доказательством таких действий служат и ракетные удары по сельскохозяйственным хранилищам и перерабатывающим предприятиям. И кража зерна и сельскохозяйственной техники, осуществляемая на захваченных территориях, в первую очередь — юга Украины. И морская блокада черноморских портов, которую частично удалось прорвать только на днях. «До 40 млн человек могут столкнуться с отсутствием продовольственной безопасности в этом году в результате путинской войны в Украине и ее побочных эффектов, — констатирует министерство. — Соединенные Штаты решительно поддерживают усилия Организации Объединенных Наций по доставке украинского и российского зерна на мировые рынки и уменьшению воздействия неспровоцированной войны России против Украины, которая перевернула глобальные запасы продовольствия и подняла цены на продукты питания во всем мире. Сельскохозяйственная и медицинская торговля не является объектом санкций, введенных Соединенными Штатами в отношении России за ее неоправданную войну против Украины».
Необходимо отметить, что с начала полномасштабной войны России против Украины Соединенные Штаты предоставили 2,8 млрд долларов на расширение продовольственных операций в странах, пострадавших от кризиса продовольственной безопасности. Президент Байден недавно объявил, что Соединенные Штаты выделяют дополнительно 2,76 млрд долларов для финансирования неотложных и почти долгосрочных гуманитарных потребностей и потребностей в области продовольственной безопасности во всем мире.
Алексей Собченко, бывший сотрудник Госдепартамента США, так прокомментировал эту информацию: «На Западе вообще и в США в частности — медикаменты не могут быть предметом санкций. Я удивлен, что такой запрет вообще мог появиться. Скорее всего, это же правило распространяется и на продовольствие и удобрения, как сопутствующий элемент производства продовольствия». По мнению эксперта, основная причина выхода подобного уточнения связана со спекуляциями российской пропаганды на «негуманности» санкций, введенных США, которые якобы способствуют продовольственному кризису в ряде стран мира. Это же касается и медикаментов, запрет на поставки которых в Россию западными странами, в рамках санкций, не вводился.
Одновременно США и другие страны развитой демократии усиливают санкционное давление на тех направлениях, где оно является наиболее эффективным и больнее всего бьет по возможностям Кремля проводит агрессивную политику. Как подчеркнула во время своего вчерашнего выступления на саммите в Индонезии министр финансов США Джанет Йеллен, «США будут продолжать настаивать на ограничении цен на российскую нефть». По ее словам, «это поможет снизить цены на энергоносители и сохранить глобальные потоки нефти после того, как европейские и, возможно, британские и американские санкции в отношении транспортировки российской нефти вступят в силу в конце года». Кроме того, как заметила министр финансов США, она «надеется, что Китай и Индия увидят, что участие в них отвечает их интересам».
В тот же день, 14 июля, дополнительные экономические санкции против России ввела Канада. На сайте МИД Канады сообщается, что «14 июля 2022 года Канада внесла дополнительные поправки в правила о специальных экономических мерах (Россия), чтобы запретить предоставление двух производственных услуг российской нефтегазовой, химической и обрабатывающей промышленности». В документе отмечается, что «любому лицу в Канаде и любому канадцу за пределами Канады запрещается предоставлять России или любому лицу в России услуги», связанные с производством металлических изделий, компьютерной, электронной и оптической продукции, электрооборудования, автомобилей, прицепов и полуприцепов, транспортного оборудования, наземного транспорта и трубопроводов. Поэтому на новые турбины от канадской компании Siemens Canada в Монреале «Газпрому» не стоит рассчитывать. Разве что на ремонт ранее поставленных.
На фоне активных дискуссий в Европе и США по поводу эффективности введенных и планируемых экономических санкций против России за агрессию в Украине, активность российской государственной пропаганды понятна. Не имея возможности реально противодействовать этим санкциям, Кремль делает все, для того чтобы внушить как мировой общественности, так и населению России, миф о бессмысленности и негуманности санкций, которыми Запад наносит больше вред себе. Однако последние кадровые перемещения в высших эшелонах правительства России, назначение Дениса Мантурова специальным вице-премьером и сегодняшняя замена бывшим вице-премьером Юрием Борисовым Дмитрия Рогозина на посту гендиректора «Роскосмоса» показывают, что «не все спокойно в Королевстве Датском». Импортозамещение, которым правительство России занималось с 2014 года, с первых санкций за захват и аннексию Крыма, успешно провалилось. ВПК остро не хватает современных комплектующих и оборудования, так как все это вплоть до начала полномасштабного вторжения в Украину приобреталось у западных компаний. Это же касается и оборудования для нефтянки и газодобычи. В общем, все как в старом анекдоте про кормление слона: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст!». И никакие мантуровы с катеринами тихоновыми тут ничем не помогут.