ghost
Остальное

Война уже главная причина стрессов для россиян

Фото: David Cheskin / PA / ТАСС
27 июля, 2022

Процессы в российском обществе, экономике и, как следствие, в массовом сознании россиян, идут в правильном направлении. Такой вывод напрашивается из результатов последнего июльского опроса, проведенного государственным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос 1600 человек проводился по телефону по стандартной случайной выборке номеров по всей России. Кроме прочего социологов интересовало, как часто россияне за последние полгода испытывали стресс и с чем он был связан.

57% опрошенных заявили, что за прошедшие полгода пережили стрессовое состояние хотя бы один–два раза или много раз. 42% сказали, что стрессов у них за это время не было, 1% респондентов с ответом затруднились.

Из 20 предложенных вариантов ответа (можно было выбрать три из списка) на вопрос, с чем был связан стресс, два стали абсолютными лидерами – «проблемы на работе» и «спецоперация/военная операция/ситуация в Украине».

«Проблемы на работе» назвали главной причиной пережитого стресса 22% процента из тех, кто признался, что пережил такое состояние за последние полгода. «Спецоперация» стала причиной стресса для 20% россиян. Все остальные темы сильно отстали от этих двух. Так «финансовые трудности» как причину стресса назвали лишь 10% респондентов, «болезнь» или «смерть близких» сильно взволновали лишь по 8% опрошенных, «безработица» – 3% и так далее.

То есть, проблемы на работе и война — это то, что в последние месяцы волнует россиян больше всего. Причем учитывая, что статистическую погрешность данного опроса его авторы обозначают цифрой в 2,5%, можно констатировать, что эти две темы – основные для тех, кого вообще что-то всерьез взволновало за последние полгода в России.

Что касается проблем с работой — это понятно. Сейчас путинское правительство в области занятости проводит политику в стиле известной поговорки: и рыбку съесть, и сами знаете, на что сесть. Выражаясь языком более социологическим, это означает, что, с одной стороны, в России сегодня фактически действует негласный мораторий на увольнения. С другой, людей работающих в бюджетной сфере (а это миллионы человек), в том числе в образовании, местном самоуправлении и так далее, всячески выдавливают в свободное плавание. Делается это таким образом, что работникам создают совершенно невыносимые условия труда, когда, скажем, ставка (как правило, совсем небольшая), которую получал человек, объявляется… половиной ставки. А хочешь получать столько, сколько раньше – работай в два раза больше, даже если условий для этого нет просто физически.

Вот наглядный пример. Знакомая преподавательница кружка из дома культуры рассказывает, что если в прошлом учебном году у нее было 40 учеников и она работала пять дней в неделю по 8 часов в день, то с сентября, чтобы получать ту же зарплату в 30 тысяч рублей в месяц, ей надо набрать уже 80 учеников и работать 12 часов в день. Мало того, что нагрузка преподавателя увеличивается вдвое, такое количество учеников просто негде разместить в том маленьком помещении, где она работает. Неудивительно, что большинство работников этого дома культуры в последние месяцы уволились просто в никуда…

В классической марксистской литературе подобное вообще-то называется «усилением эксплуатации наемных работников». Наемные работники в отчаянии, но в массовый взрыв это еще не переросло.

Учитывая, куда загнало свою страну руководство Российской Федерации, бизнес там тоже постепенно усыхает. Это означает, что миллионы выдавливаемых в никуда граждан будут пополнять ряды безработных или «работающих бедных». То есть, как показано выше, за тот же объем работы будут получать вдвое меньше даже тех небольших зарплат, которые они получали раньше.

То, что на втором (а фактически на том же первом месте, что и работа, учитывая статистическую погрешность) месте в качестве причин стресса из всех многочисленных проблем у россиян война в Украине, говорит о том, что никакой ее «всенародной» поддержки нет. Характерно, что в возрастной категории от 18 до 34 лет война в Украине волнует уже 24% опрошенных. Среди тех, кому 60 лет и старше, то есть людей привыкших черпать информацию из телевизора, таковых только 14%.

Редактор-переводчик Департамента издательских программ ВЦИОМ Илья Ломакин в своем комментарии к этому опросу отмечает, что «специальная военная операция в Украине вызывает стресс чаще у высокообразованной части населения, предпринимателей и самозанятых».

Помимо прочего опрос выяснял также, каким образом и как часто попавшие в стрессовую ситуацию россияне прибегают к помощи специалистов — психологов, психотерапевтов и так далее. Оказалось, пишет тот же Ломакин, что «отдельные группы населения – в первую очередь, молодые люди 18-24 лет, активные пользователи интернета и те, кто не одобряет деятельность президента России, – отмечают, что за последние полгода были вынуждены обращаться к специалистам чаще, чем раньше».

С этим опросом ВЦИОМ коррелирует и другое его исследование – закрытое, которое, как сообщала «Медуза», было проведено также в этом июле по заказу администрации президента РФ. Согласно него, 30% россиян считают, что «военную операцию» в Украине нужно остановить немедленно. В абсолютных цифрах это примерно 43 миллиона человек, если исходить из численности населения РФ в 143 миллиона человек в ее международно признанных границах. Если считать по российской методике (с оккупированным Крымом), то противников войны оказывается еще больше — 43,5 млн.

За продолжение войны высказались 57% опрошенных, что весьма далеко от тех 80% «за спецоперацию», которых указывал в своих публикациях раньше тот же ВЦИОМ.

Существенна и другая цифра — 13% затруднились с ответом. Эти 13% скорее надо приплюсовать к тем 30%, которые за немедленную остановку войны, поскольку в условиях тотального прессинга государства, многие россияне просто боятся открыто говорить о своих антивоенных настроениях, да еще по телефону, да еще и государственному агентству. Соответственно можно предположить, что в реальности против войны никак не меньше 40% жителей РФ.

О чем говорят эти цифры государственного ВЦИОМа?

Во-первых, о том, что процессы осознания российским обществом происходящего, несмотря на то, что оно в значительной мере отрезано от объективной информации, идут в правильном направлении. До взрыва еще далеко, но накопление критического материала продолжается, и дальше, с усилением западных санкций, антивоенные настроения и недовольство властью будут только нарастать.

Во-вторых, эти 30%–40% противников войны гораздо важнее 57% россиян, которые ее поддерживает. Потому что последние в массе своей это трусливая социально-пассивная патерналистски настроенная масса. Ее активность обычно ограничивается просмотром телевизора и бухтением в пьяной компании за столом.

В-третьих, мы видим, что это пропутинское большинство довольно быстро сокращается. И чем больше 200-х грузов и калек без рук и ног будет возвращаться из Украины в Россию, тем быстрее это большинство будет превращаться в меньшинство.