ghost
Остальное

«We stand with you. Period» – Украина как фактор американской политики

Фото: PA / DPA
15 августа, 2022

«Украиной управляют США». Это – фирменная присказка Кремля. На самом деле борьба и страдания украинцев – мощный фактор, влияющий на политику Штатов. Они нашли отклик у американцев. Что это значит? И что дает?

  • Политика как чистое дело
  • Сопротивление агрессии – общая борьба
  • Красные линии и точки невозврата
  • Раскольники и поклонники

Чистое дело

Миллионы американцев глубоко тронуты ужасами войны в Украине, гласят данные опросов. Это побуждает избирателей говорить о ее победе как о национальном интересе США и поддерживать ее борьбу. А значит, Байдена и демократов. Это важно и перед выборами в Конгресс, предстоящими 8 ноября, и перед новым этапом конфликта, когда поддержка Штатов будет очень важна.

26 марта президент Джо Байден заявил в Варшаве: «России не победить… Свободные люди не будут жить в мире мрака и безнадеги». И дальше – о Путине: «Во имя Господа он не может быть у власти». И – об Украине: «Мы с вами. Мы – за вас. И точка».

В тот же день США предоставили 100 млн долларов для «обеспечения охраны границ, поддержки правопорядка и защиты критически важной инфраструктуры».

В Штатах слово президента, министра, сенатора – любого государственного лица – это его дело. Это – политика. Система в кризис работает четко. Это не устраняет соперничества партий и бизнесов. А позволяет адекватно отвечать на вызовы.

Вторжение в Украину – такой вызов. Вспомним: 5 февраля на FoxNews вышел материал «Милли сказал Конгрессу: если Россия вторгнется, Киев может пасть за 72 часа». У Марка Милли – главы Объединенного комитета начальников штабов армии США, очевидно, был повод так сказать. Он не учел нечто важное – готовность украинцев сражаться. Но тогда политики прислушались. А как же? Генерал. Эксперт.

Кстати, именно 72 часа, как рассказал Владимир Зеленский каналу ČT24, западные партнеры давали ему на побег 24 февраля. Что ими двигало? Сочетание добрых чувств с неверием в готовность народа к борьбе и в волю президента ее возглавить? А он явил себя сильным лидером, в полной мере отвечающим за страну.

И это, возможно, стало важным стимулом к борьбе. А в Штатах это увидели. И перешли от выжидания к поддержке. Не за час и не за день, но в апреле Украина ворвалась в политику США как ее важный фактор. Прорыв обозначил визит главы Пентагона Остина и госсекретаря Блинкена в Киев и их переговоры с Зеленским. После Остин дал понять, что теперь цели Соединенных Штатов Америки шире, чем до или сразу после вторжения. И прямо касаются РФ.

«Мы хотим такого ослабления России, чтобы она больше не могла делать то, что сделала, вторгшись в Украину». То есть была бы «не способна быстро восстановить» то, что потеряла в боях. Блинкен с ним согласился. Они еще выступали, когда в Украину прибыли первые гаубицы из США. Их визит стал прологом приезда 1 мая спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси – самого видного политика США, посетившего Киев во время войны. Она объявила миру, что поддержка Украины – обязанность Соединенных Штатов Америки.

«Благодарим вас за вашу борьбу за свободу… Это борьба за всех нас».

Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей Конгресса США, 1.05.2022.

Это тот случай, когда о политике можно прямо сказать: это – чистое дело.

Весомый вклад

28 апреля Конгресс США одобрил закон о ленд-лизе, упрощающий передачу Украине вооружений и уменьшающий плату за их аренду.

20 мая Cоединенные Штаты выделили 40 млрд на вооружение и другую помощь. 86 сенаторов от обеих партий голосовали «за», «против» – 11. СМИ сочли объем помощи беспрецедентным. Зеленский написал в Твиттере: «Приветствую утверждение законопроекта… 40 млрд – весомый вклад США в восстановление мира и безопасности в Украине, Европе и мире».

Это был еще один прорыв. Он показал единство подходов к войне влиятельных деятелей обеих американских партий. Как же идет эта поддержка? Вот несколько дат и цифр.

15 июня Байден объявил, что дает Киеву оружия на 1 млрд. И 225 млн на воду, лекарства, продукты питания, приюты для беженцев и пособия нуждающимся. При этом Остин сказал: «Мы сделали много, но прерываться нельзя… Мы активизируем поддержку ВСУ». Позже стало известно: новый пакет включает:

  • 18 155-мм гаубиц с тягачами;
  • 36 тысяч снарядов к ним;
  • ракеты для РСЗО HIMARS;
  • бронемашины, запчасти и иное снаряжение.

1 июля пресс-секретарь Пентагона Тодд Бриссел объявил о выделении Украине помощи на 820 млн – боеприпасов HIMARS, 150 тысяч снарядов и радары.

1 августа Госдепартамент анонсировал новый раунд помощи в 550 млн. В него вновь вошли боеприпасы и артсистемы.

8 августа внешнеполитическое ведомство сообщило об очередном пакете объемом в 1 млрд, состоящем из оружия, амуниции и оборудования.

«Мы будем поддерживать народ Украины столько, сколько потребуется».

Энтони Блинкен, госсекретарь США, 8.08.2022.

Красные линии и точки невозврата

27 июля Сенат единогласно одобрил резолюцию, призывающую объявить РФ государством –спонсором терроризма (в США это дело Госдепартамента). Ранее Палата представителей предложила то же самое.

Включение в такой список (в него входят Иран, Куба, Северная Корея и Сирия) позволяет вводить против страны новые санкции, прекращать продажу оружия и товаров двойного назначения и экономическую помощь.

Резолюции Палаты представителей и Сената разъярили Кремль. 13 августа в МИД РФ заявили, что это «будет означать пересечение Вашингтоном точки невозврата с ущербом для двусторонних дипотношений вплоть до понижения их уровня и даже разрыва». Там не учли, что решения Кремля, в т. ч. в сфере отношений с США, в новой России утратят силу.

МИД озвучил «страшилку» через день после заявления Штатов о попытках аннексировать районы Украины. «Любые слова Кремля о том, что украинский народ… хочет войти в состав России, не соответствуют действительности».

«Мы не позволим аннексии остаться безнаказанной».

Джон Кирби, пресс-секретарь Совета по национальной безопасности, 20.07.2022.

Меж тем Конгресс сказал свое слово, а единство партий по статусу Кремля показало: Украина важный фактор формирования и глобальной, и внутренней политики США.

Конгрессмены нечасто принимают законы, если знают, что избиратель их не поддержит. И их голосование по этой важной проблеме национальной стратегии означает: они знают: народ тоже «за». То есть в большинстве поддерживает Киев. Пусть Штаты переходят «красные линии» и «точки невозврата», выдуманные в РФ, – избиратель к этому готов.

Президент ощущает их поддержку. Другое дело, что опрос Washington Post и ABC News показал: 37% не уверены, что, помогая Украине, он делает все необходимое. Впрочем, 36% считают, что делает он достаточно. И лишь 14% кажется, что многовато.

Поклонники и раскольники

Сегодня политические активисты в США спорят на три важные темы.

  • Чреват ли конфликт в Украине ядерной войной?
  • Следует ли посылать туда американские войска?
  • Надо ли поставлять столько современного оружия?

Итоги, видимо, подведет война. А сейчас, похоже, так: угроза перерастания конфликта в ядерный пугает. То есть одна из целей обстрелов Кремлем Запорожской АЭС – электорат США. Не многие хотят отправки армии США. Хотя сенатор Крис Кунс критикует Байдена за неготовность к ней. Со стороны левых, обычно не одобряющих поставки техники воюющим сторонам, помощь Украине серьезных протестов не встретила.

Растет роль избирателей-украинцев. И чем больше среди них неопределившихся, тем она важнее. Ведь за их голоса и пойдет битва. В Висконсине, Огайо и Пенсильвании их много. Поэтому понятно, что там соперники будут обсуждать отношение друг друга по войне и Кремлю. Сенатору Джонсону уже вспоминают визит в Москву в 2018-м.

Штаты – страна партийной борьбы. Часто она скрыта от публики. А порой видна. Пример – статья в журнале The National Interest, где автор Билл Ругер пишет, что «кризис в Украине не затрагивает национальные интересы США» и «надо решать свои проблемы».

Текст Ругера – проявление одного из трендов американской политики – изоляционизма. Его сторонники считают: у Штатов мало дел за границей. Их рынок огромен, армия могуча, география удобна, а продвижение свободы в мире – это лишнее. Давайте процветать сидя дома. А все прочие пусть выживают как знают.

Но есть и другой важный тренд. В нем Соединенные Штаты – глобальный игрок. Защита свободы в мире – их национальный интерес. А миссия – нести ее (а с ней – свой бизнес, ценности, технологический и культурный уклад и обиход) во все края. Включая Восток Европы. И именно этот тренд преобладает сейчас благодаря стойкости Украины.

Для его сторонников Украина – передовой бастион, отражающий атаки архаики и тирании. Возможно, это их последний бой. Вот почему сегодня она так стратегически важна Америке. Но Ругер это отрицает. И ясно, почему его слова подхватывает РИА «Новости», всегда готовое указать на раздоры в Штатах.

Любопытен подзаголовок статьи: «Простым американцам можно простить мнение, что Украина должна иметь особое значение для внешней политики США». Но «простые американцы» не ждут прощения. Как и их президент. Его рейтинг самый высокий с июня.

Президент едет в турне – поддержать свою партию в борьбе за контроль над Конгрессом. И, очевидно, помощь Киеву станет в этой поездке одной из главных тем.

Заголовок переводится как «Мы – с вами. Мы – за вас. И точка». Англ. Фрагмент речи президента США Джо Байдена в Варшаве 26.03.2022 на международной встрече «Объединенный свободный мир в поддержку народа Украины».