ghost
Остальное

Новые «СМИ-иноагенты»: поэт, благотворитель, журналистка

Дмитрий Быков. Фото: Архив / PA
30 июля, 2022

  • Список «СМИ-иноагентов» пополнили Дмитрий Быков, Дмитрий Алешковский и Евгения Альбац
  • Теперь в реестре физлиц, объявленных «СМИ-иноагентами», 172 фамилии
  • Чем грозит попадание в список «СМИ-иноагентов»?

Это стало уже нехорошей традицией: по пятницам Минюст РФ пополняет списки «иноагентов». На сей раз имеются в виду «СМИ-иноагенты». Таковыми могут признать и граждан.

Так в эту пятницу и произошло: «СМИ-иноагентами» объявлены журналистка, главный редактор The New Times Евгения Альбац, поэт и писатель Дмитрий Быков и сооснователь фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский. В итоге, список людей, объявленных «СМИ-иноагентами» уже выглядит внушительно, в нем 172 фамилии. Список «физлиц-иноагентов» (не связанных со СМИ) пока не столь велик, но Минюст ведет и этот реестр.

Помимо троих «СМИ-иноагентов», внимания Минюста удостоилось юридическое лицо – «Иноагент ААВ» бывшего главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. Сам он еще раньше попал в реестр «иноагентов».

В июле учредителя журнала The New Times ООО «Новые времена» и Евгению Альбац оштрафовали на 670 тысяч рублей за публикации о войне в Украине. Ее и издание признали виновными в распространении «фейков» об армии. Учредителю назначен штраф – дважды по 300 тысяч рублей, главреду – 70 тысяч, напоминает издание The Insider.

Закон о «СМИ-иноагентах» был принят еще в 2017 году, а в 2019-м он был расширен: «иноагентами» стали признавать не только издания, но и физлиц.

Хотя закон носит, казалось бы, контрольный характер, на самом деле он является карательным. Так, вынуждены были закрыться несколько изданий, зачисленных в «иноагенты». Что же до людей, попавших в реестр, они обязаны создавать юридические лица для предоставления ежеквартальной отчетности в Минюст. Как правило, такие юрлица тоже вносятся в реестр «СМИ-иноагентов». Кроме того, нужно указывать статус в любом опубликованном материале. Это требуется делать и при перепечатке материала.

Кроме того, кремлевцы, для которых смена правил в процессе игры стала своего рода стилем жизни, грозятся дальнейшим ужесточением закона. Особенно усердствовал в этом в последнее время экс-президент Дмитрий Медведев.

Помимо этого, авторы закона, судя по всему, рассчитывали на то, что приклеенный ярлык «иноагента» вызовет негатив со стороны граждан. Но если оно так, то их ожидал провал. Большинство относится к этому либо равнодушно, либо считает статус «иноагента» своего рода знаком качества и признанием заслуг.

Разумеется, необходимость отчетности висит над оставшимися в России. Вряд ли хоть кто-то из уехавших и намеренных вернуться после финала путинизма станет предоставлять в Минюст документацию о доходах.