ghost
Остальное

Новое эмбарго против России: куда девать уголь?

Фото: ТАСС
2 августа, 2022

Запрет на покупку российского угля для европейских стран был одобрен еще в апреле в составе пятого санкционного пакета, но в силу он вступил с первого дня августа.

Речь идет об угле, добытом в России и вывезенном из нее. Прежде европейцы ежегодно покупали этого товара на 8 миллиардов евро – на сумму, которая ранее показалась бы России незаметной, но на фоне потерь от других санкций превратилась в довольно ощутимую.

Правда, до этого, начиная с мая, Европа, наоборот, покупала российский уголь в возросших объемах – запасалась им перед введением эмбарго. Не вполне понятно, какой в этом смысл, и чем уголь из России, купленный в июне, отличается от такого же угля, купленного в августе. Европейцы в этой ситуации напоминают девушку из анекдота, которая на вопрос подруги, почему она ест пирожное, если сидит на диете, ответила: «Это придает мне силы ее не прекращать».

Однако это детали. Первые тревожные звоночки для РФ прозвенели задолго до начала августа. Та же Польша полностью отказалась от российского угля даже до того, как был утвержден пятый пакет санкций, Европа, как известно, запланировала такой отказ на 1 августа, а Великобритания – на десятое число этого же месяца. Крупный бизнес и государство в России стали терять интерес к добыче угля, зная, что спрос на него вскоре упадет.

Результаты этого не замедлили сказаться. «Европа резко сократила импорт российского энергетического угля в преддверии полного запрета на его ввоз в следующем месяце. Растут опасения по поводу усиливающегося энергетического кризиса в ЕС. Добыча угля на Кузбассе в I полугодии 2022 снизилась на 6%, отгрузка — на 10%», — писало в середине июля российское издание «Нефть и Капитал», ссылаясь на данные Financial Times.

А в конце июля свыше трех тысяч жителей Хакасии подписали коллективное обращение к Владимиру Путину. Дело в том, что ранее президент распорядился, чтобы в течение 2022 года из этого региона вывезли на экспорт не менее 8,6 миллиона тонн угля. Теперь же стало известно, что за вторую половину года его вывезут всего 1,6 миллиона тонн, а для экономики Хакасии это станет катастрофой.

«Пожалуйста, не забирайте у нас веру в завтрашний день, проверьте исполнение поручения № ПР-2531! Дорогой Владимир Владимирович, Вы – единственный, кто может помочь разобраться в сложившейся ситуации и принять верное и мудрое решение!» — пишут авторы обращения.

Однако виновным в такой ситуации они считают… губернатора региона Валентина Коновалова, который «не особо беспокоится о работе предприятий, не лоббирует интересы региона». Предположительно, Коновалов должен был поехать в Европу и уговорить ее лидеров не вводить угольное эмбарго.

Нельзя сказать, что никакие меры для спасения угольной отрасли в России не принимаются. Например, в начале июля Сергей Кириенко обсуждал с главарем «ДНР» Денисом Пушилиным «возможности для участия крупного российского бизнеса в развитии угольной промышленности Донбасса». Правда, непонятно, зачем российским бизнесменам добывать уголь на Донбассе, если в России его и так больше, чем нужно. Вопрос состоит в том, кому его продавать, а в этом направлении подвижек пока нет.

Конечно, угольное эмбарго не добьет российскую экономику – и даже собственно добычу угля. По данным Минэнерго, на долю Европы приходится лишь 21,8 процента экспорта российского угля. Китай покупает его примерно столько же, а другие азиатские страны – в полтора раза больше. И все-таки российская угольная отрасль теряет более чем пятую часть мировых рынков и восполнить эту потерю вряд ли удастся.

А значит, российских угольщиков ждут неизбежные сокращения и падение уровня жизни, за что они вряд ли будут благодарны.