ghost
Остальное

«Память – удел живых»: в Москве по инициативе местного жителя сняли таблички «Последнего адреса»

Фото: Москвич Mag
2 августа, 2022

С дома на 3-й Тверской-Ямской сняли таблички с фамилиями его репрессированных жителей, которые установил тут «Последний адрес». Подобное случалось за годы существования проекта, который создан с целью увековечивания памяти жертв сталинских репрессий. Помимо городов России, таблички также можно встретить в других странах, среди них есть Украина и Германия. 

  • Проект «Последний адрес» появился в России в 2014 году
  • В 2017 году памятную табличку впервые установили за границей – в Украине
  • За годы существования проекта было установлено около 1500 табличек
  • В июле 2022 года с дома на 3-й Тверской-Ямской сняли таблички с фамилиями его репрессированных жителей

«Тот, кто не помнит своего прошлого,
обречен на то, чтобы пережить его вновь»
Джордж Сантаяна

С дома на 3-ей Тверской-Ямской сняли таблички с фамилиями его репрессированных жителей. В июне местный общественник начал агитировать за снятие табличек, потому что на них имена «чекистов и врагов народа». В итоге таблички снял работник в форме работника ЖЭКа.

Согласно базам «Мемориала», 21 житель этих домов-близнецов был репрессирован в 30-х годах: большинство арестованы и расстреляны с формулировкой «троцкист», «контрреволюционер-террорист» или «шпион». Среди шести человек, чьи таблички сняли, были и сотрудники НКВД.

Арвид Берзин занимал должность начальника мобилизационного отдела Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР, Мариан Ихновский был заместителем председателя особой межведомственной комиссии по борьбе с хищениями и спекуляцией (но на момент задержания работал во Всесоюзном объединении советско-монгольской торговли). Но были также не связанные с органами люди. Оскар Сукальский, например, был главным инженером Первой московской образцовой типографии ОГИЗа.

Еще три снятых имени: Владимир Губанов, Евгений Полюдов, Петр Кирсанов. Однако места табличек недолго пустовали, жители дома распечатали на бумаге таблички с именами репрессированных и возложили цветы. Также на стене соседнего дома на 4-й Ямской-Тверской таблички с 10-ю именами остались не тронуты.

За годы существования проекта не единожды случалось, что местные жители снимали памятные таблички со стен домов, однако все это индивидуальные случаи вандализма, а не тенденция борьбы с памятью репрессированных, говорит инициатор проекта Сергей Пархоменко:

«За этим нет никакой политики, нет никакой тенденции. Мы знаем что произошло, здесь абсолютно конкретный человек, который живет в соседнем доме, отвинтил эти таблички. Сделал он это совершенно из других соображений, потому что он монархист и мстит за государя-императора, которого обидели большевики. В общем, нашел время и место. Возможно, со временем это произойдет, и с нашими табличками произойдут какие-то неприятности, потому что война приводит ко всеобщему озверению, но пока этого нет». 

На днях в Перми с дома по улице Горького, 51 также исчезла еще одна табличка проекта «Последний адрес». Она была установлена в мае этого года в память о Федоре Ивановиче Русских. В 1937 году рабочего незаконно расстреляли, впоследствии реабилитировали. Снял табличку житель дома Евгений Синицын, который работает в оркестре Пермского театра оперы и балета.

«Мне не понятно, кто и на каких основаниях вешает эти таблички. У меня есть много вопросов к «Мемориалу». Они пишут о каких-то людях, странно воздействуют на граждан. Человек подвергся преследованиям, но не понятно, на каких основаниях. Формы, в каких они это делают, вызывают у меня вопросы. Вешают табличку, пишут имя и что его расстреляли. Люди смотрят на табличку и эмоционально реагируют: “Ой, ай, человека убили ни за что”. А кто это? Может быть, это убийца, вор или вредитель!» – поделился Синицын с изданием пермский интернет-журнал «Звезда».

В то же время краевой омбудсмен Павел Миков направил письмо в полицию с целью дать правовую оценку его действиям.

«Судя по тому, что он написал, это, скажем так, ультрапатриот, которому ненавистна деятельность по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, и он негативно относится к деятельности «Мемориала» как организации. Это акт вандализма», — сказал Миков.

По словам представителя проекта Оксаны Матвиевской, случаи вандализма действительно встречаются, но сам проект не нарушает никакие законы и действует в рамках Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий:

«Гражданская инициатива «Последний адрес» работает по простым и понятным правилам. Таблички устанавливаются тем, кто был реабилитирован — то есть признан невиновным по решению суда. И ничье мнение не может отменить факт реабилитации. «Последний адрес» действует в рамках Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий и намерен продолжать эту работу, опираясь на закон и документально подтвержденные факты. Если инициатива встречает поддержку большинства жильцов дома — таблички появляются на стенах, и этот народный мемориал живет, и количество домов с такими знаками, и число городов с такими домами растет. К сожалению, с вандализмом приходится иногда сталкиваться, но при поддержке жильцов мы восстанавливаем утраченные таблички — надеюсь, так будет и в этот раз».

«Память — удел живых»

Проект «Последний адрес» – это широкая общественная инициатива, созданная с целью увековечить память жертв политических репрессий и государственного произвола в годы советской власти. Каждый из мемориальных знаков, размером не больше ладони, установлен по тысячам «последних адресов» по всей России с именами и датами жизни и смерти невинно репрессированных людей, которые не вернулись по тому адресу, где проживали.

Инициатором установки – по конкретному адресу, с конкретным именем может стать каждый. Для это достаточно обратиться к представителям проекта по почте или номеру телефона, указанному на сайте.

Вся информация о заявленном человеке, который был репрессирован, организаторами сверяется с архивными материалами. Устанавливается, действительно ли он осужден в годы «Большого террора» по политическим статьям и был реабилитирован в 1950-е годы и позже. Также установка табличек происходит только с согласия жителей того дома, на который хотят установить табличку.

Первые памятные знаки «Последнего адреса» были установлены в декабре 2014 года в Москве. Их открытие приурочили к Международному дню прав человека. Всего было установлено восемнадцать памятных знаков по девяти адресам. Первым адресом стал Хоромный тупик – дом, 2/6, где разместили три знака.

За годы существования проект вышел за пределы России. Впервые за границей памятную табличку установили в Украине в 2017 году. Также «Последний адрес» появился в Чехии, Грузии, Молдавии и Германии. Там на днях в городе Наумбурге появилась памятная табличка на доме, где жил Хельмут Зонненшайн, впоследствии расстрелянный в Москве по обвинению в шпионаже.

Первый в Германии «последний адрес» был установлен в 2019 году расстрелянному в Москве в 1952 году Хайнцу Баумбаху, пишет Deutsche Welle. Адрес был найден благодаря общественной организации жертв сталинского террора «Воркута» в Берлине. Ее координатор Штефан Криковски — также сын репрессированного в начале 1950-х гражданина ГДР Йоханнеса Криковски, который в молодости имел неосторожность выступить в поддержку свободных выборов в студенческий совет своего университета, что привело к аресту, обвинению в шпионаже на французскую разведку и 25 годам лишения свободы в трудовом лагере под Воркутой.

Йоханнес Криковски был освобожден в рамках амнистии 1955 года, когда канцлер ФРГ Конрад Аденауэр договорился с советским правительством об освобождении последних немецких военнопленных, среди которых было несколько тысяч политзаключенных. Чтобы понять то, через что прошел его отец, Штефан Криковски в 2013 году сам съездил в Воркуту в компании с тремя бывшими узниками ГУЛАГа из бывшей ГДР. На момент интервью в Москве как раз шли протесты на фоне выборов 2019 года. Происходящее в Москве Штефан Криковски прокомментировал словом «катастрофа».

«Насколько же напуган господин Путин и его режим, что они так жестоко обращаются с молодыми людьми. Это пугает», — сказал он, с ужасом наблюдая, как полиция и суды в Москве преследуют тех, кто хочет свободных выборов в городской парламент.

А спустя три года репрессии нынешнего режима Кремля только набирают обороты. И теперь в современной истории составляются списки преследуемых за инакомыслие. «Утро Февраля» ранее уже писало про политзаключенных в России. По данным правозащитной организации «Мемориал», сейчас в этих списках числятся более 1000 человек, и их количество, к сожалению, продолжает расти.

И хотя точной статистики жертв коммунистического режима в СССР не существует, только в период с 1921-го по 1953 год число репрессированных составляет около 5,5 миллиона человек. Конечно, это несравнимые цифры и хочется надеяться, что после окончания нынешнего режима правления репрессии в России останутся лишь в учебниках по истории, а память об их жертвах будет увековечена среди прочего и такими табличками как символ хорошо усвоенного урока на века вперед.