С начала вторжения России в Украину, страны Евросоюза заморозили российских активов на сумму в несколько десятков миллиардов евро. Это деньги олигархов, политиков, банков и компаний, которые тем или иным образом причастны к финансированию российской военной машины. Разбираемся, что будет с этими средствами: пойдут ли они на восстановление послевоенной Украины или же станут предметом торгов между Западом и Россией.
Согласно данным финансовых ведомств стран ЕС, в юрисдикции объединения заморожено несколько десятков миллиардов евро российских активов.
Федеральная служба государственных финансов Бельгии обездвижила 50,5 миллиардов евро, которые принадлежат 1 229 людям и 110 организациям из РФ. Это политики, олигархи, банки и компании.
Во Франции, по данным главы Управления разведки и противодействия подпольным финансовым схемам Казначейства страны Гийома Валет-Валла, сумма замороженных российских активов достигает 1,2 миллиарда евро, не включая заблокированные резервы Центробанка. Последних республика обездвижила в размере 22 миллиардов евро.
В Люксембурге заморозили активы подсанкционных российских физических и юридических лиц на сумму свыше 4 миллиардов евро. Речь о банковских счетах и ценных бумагах. Всего в санкционный список попали более 90 человек и 1 100 компаний из РФ.
В Германии заморожено российских активов на сумму около 4,5 миллиарда евро. Еще по 1,7 миллиарда евро заморозили Ирландия и Италия.
Несмотря на то, что, начиная с конца февраля в странах ЕС время от времени высказывают предположения о принятии нормативных актов, которые разрешат конфисковать российские активы и передать их Украине на восстановления пострадавших от военных действий территорий, юристы сомневаются, что такие инициативы будут в конце концов реализованы.
«В случае стран ЕС на сегодняшний день наиболее вероятным видится вариант разморозки активов в обмен на некие договоренности. Главным основанием такого прогноза является полное отсутствие правовых механизмов обращения взыскания на частное имущество в связи с действиями государства. Европейские правовые системы исходят из принципов индивидуальной ответственности, неприкосновенности частной собственности и предполагают возможность конфискации имущества лишь на основании судебного решения в отношении конкретного лица за конкретные действия. Таким образом, для конфискации активов условного «олигарха Х» необходимо доказать его персональную вину в конкретном правонарушении», – говорит кандидат юридических наук Геннадий Дубов.
В это же время в мировой истории уже были прецеденты, когда замороженные активы одних стран передавались в третьи, правда это касалось исключительно средств Центробанков.
К примеру, в 2003 году было арестовано 1,7 миллиарда долларов золотовалютных резервов Ирана, которые позже направили на помощь жертвам терроризма.
В 2019-м Вашингтон предоставил доступ к некоторым счетам правительства Венесуэлы в американских банках лидеру оппозиции страны Хуану Гуайду, которого Штаты признали временно исполняющим обязанности президента государства после выборов в 2018 году.
Летом 2021-го, когда талибы вошли в столицу Афганистана Кабул, а президент Ашраф Гани бежал из страны, США заблокировали 7 миллиардов долларов резервов Центробанка. Спустя полгода в администрации Байдена этим активам нашли применение. Там решили, что они будут использоваться в качестве гуманитарной помощи афганскому народу и компенсации жертвам теракта 11 сентября.
Исходя из такой практики, российские деньги все же рассчитывают получить в Киеве. Там посчитали, что боевые действия нанесли ущерб стране в свыше 600 миллиардов долларов.
«Восстановление Украины в первую очередь должно произойти за счет тех, кто нанес эти разрушения и нанес этот ущерб, за счет Российской Федерации, за счет имущества и активов, принадлежащих РФ, физическим и юридическим лицам, которые тем или иным образом финансируют эту военную машину», – считают в украинском Минюсте.
Там даже разработали схему, по которой Украина рассчитывает получить в фонд компенсаций за ущерб, нанесенный боевыми действиями, замороженные на Западе золотовалютные резервы российского Центробанка. В интервью «РБК-Украина» глава ведомства Денис Малюська рассказал, что украинское правительство будет заключать отдельные договора с каждым из государств, которые согласятся передать активы РФ стране. После того как документ пройдет механизмы ратификации и имплементации с обеих сторон, средства будут зачислены на украинский баланс, а далее распределены среди пострадавших.
Также министр отметил, что на такой концепт уже согласилась Латвия. Сейчас со страной обсуждается непосредственно текст договора.
А вот в Еврокомиссии считают, что ЕС стоит «удерживать» замороженные активы РФ, как гарантию участия Москвы в послевоенном восстановлении Украины, а не конфисковать их. В частности, такое мнение ранее высказывал европейский комиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс. По его мнению, конфискация будет выглядеть корректной с правовой точки зрения, нужно доказать прямую причастность имущества к уголовному преступлению, например, коррупционному. А это достаточно длительный судебный процесс без 100% гарантии.
Стоит отметить, что ряд российских олигархов уже подали иски в Европейский суд с требованием отменить санкции, введенные против них, и выплатить им компенсации. Среди них – Роман Абрамович, Петр Авен, Алишер Усманов и Михаил Фридман. Юристы говорят, шансы у них не нулевые.
«В случае, если таким олигархам не будут предъявлены персональные обвинения за конкретные действия, совершенные лично, шансы оспорить заморозку высоки», – отмечает Дубов.
Поэтому правоведы склоняются к тому, что в послевоенном восстановлении Украины скорее всего будут задействованы международные и попечительские фонды, а не замороженные активы. Последние же могут стать предметом торгов между Европой с одной стороны и РФ или же российскими олигархами с другой стороны в ходе неких договоренностей.