Англоязычное китайское издание South China Morning Post, ориентированное в основном на западную аудиторию, опубликовало интервью с Президентом Украины: «Владимир Зеленский ищет «прямые переговоры» с Си Цзиньпином, чтобы положить конец российскому вторжению в Украину».
На фоне обострения тайваньского кризиса, Зеленскому крайне важно, чтобы Россия и Китай не начали сближаться. Иначе китайская помощь истощенной российской армии может существенно усложнить положение Украины на фронтах. Для этой щепетильной политической задачи Президент Украины попытался использовать все возможные аргументы.
«Это очень сильное государство. Это мощная экономика… Так что (она) может влиять на Россию политически, экономически. А Китай — постоянный член Совета Безопасности ООН», – объясняет свою заинтересованность украинский глава государства.
Китай для Украины, как и для десятков других государств в мире сейчас главный торговый партнер. В 2021 году товарооборот между странами составил 19 миллиардов долларов.
Из Поднебесной в Украину везут огромный перечень товаров – от бытовой техники и электроники до товаров легкой и химической промышленности. А вот Украина интересна китайцам в первую очередь поставками сельхозпродукции.
С Россией у Китая похожая ситуация, но в разы масштабнее. Товарооборот составляет 146 миллиардов. Китай поставляет все тот же спектр товаров в РФ, а завозит в основном нефть, газ, уголь и другие природные ресурсы.
«Я уверен, я уверен, что без китайского рынка для Российской Федерации Россия чувствовала бы себя в полной экономической изоляции», — говорит Владимир Зеленский. «Это то, что может сделать Китай — ограничить торговлю (с Россией) до окончания войны».
Президент Украины в интервью занимает гибкую и дипломатичную позицию, учитывая сложность политической конфигурации. South China Morning Post пишет: «Украинский лидер сказал, что, как он понимает, Китай хотел сохранить «сбалансированное» отношение к войне, но важно отметить, что конфликт был основан на неспровоцированном вторжении России на суверенную территорию Украины. «Россияне — захватчики… Это война на нашей территории, они пришли ее завоевывать. Китай, как большая и мощная страна, может прийти и поставить Российскую Федерацию [в] определенное место», — сказал Зеленский. «Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы Китай пересмотрел свое отношение к Российской Федерации».
Официальный Пекин до сих пор в своих заявлениях сохраняет антизападную риторику. Китайские чиновники не оправдывают Россию, но их заявления имеют скорее пророссийскую позицию. Например, 12 апреля представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, комментируя войну в Украине, обвинил США в «подливании масла в огонь».
Однако помощь Китая России может заключаться не только в торговле нефтью и газом, которые существенно пополняют российский бюджет. Именно из Китая теперь идут основные поставки электроники, которая крайне необходима российской промышленности для производства высокотехнологичного оружия. Западные рынки для Москвы полностью закрыты, поэтому Китай – последняя опора для производства Россией танков, ракет и беспилотников.
Впрочем украинский лидер не пытается обвинить Пекин, а высказывается тоньше: «Зеленский заявил, что спецслужбы Киева «работают так же эффективно, как в Китае», и что его администрация прекрасно знает, к каким странам Москва обращалась за помощью в этом отношении (на тему импорта полупроводников, – ред.)», – пишет SCMP.
Тем не менее президент сказал, что не хотел бы обвинять эти правительства: «Я хотел бы сосредоточиться на объединении всего мира против тирании в России, а не… подрывать единство, говоря, что одна страна помогает, а другая нет».
Потребность Украины разорвать формирующийся российско-китайский альянс очевидна. Действия в этом направлении были предприняты еще с первых дней войны. 22 марта глава офиса Президента Украины Андрей Ермак уже анонсировал возможный разговор Владимира Зеленского и Си Цзиньпина, но общение по неизвестным причинам не состоялось: «Киев надеется, что Пекин сможет сыграть более заметную роль в прекращении этой войны. Мы с нетерпением ждем разговора Си Цзиньпина с Владимиром Зеленским».
Последний из могикан-политиков времен Холодной войны, экс-госсекретарь Генри Киссинджер уже обратил внимание, что задача США – разобщить Россию и Китай: «Неразумно занимать такую враждебную позицию по отношению к двум врагам, чтобы она способствовала их сближению. Если мы будем следовать этому принципу история даст нам возможность применить различные подходы. Это не значит, что кто-либо из них [Россия или Китай] станет близким другом Запада, это лишь означает, что по конкретным вопросам, когда они будут возникать, у нас будет возможность применять различные подходы. Не надо объединять Россию и Китай воедино».
Война России в Украине, и потенциальное втягивание Китая в тайваньский кризис действительно сближают Москву и Пекин на фоне общего для них врага – США, так как Вашингтон помогает и Украине и Тайваню. В истории такой пример уже был – аналогично нацистская Германия и милитаристская Япония сошлись на общих интересах накануне Второй мировой войны.
В Москве надеются, что своими заявлениями в такт Пекину, подтолкнут КНР к более близкому сотрудничеству, которое сейчас не имеет нужных Кремлю масштабов. Редакция «Утро Февраля» уже рассказывала о том, чем может обернуться конфликт между США и Китаем.
На фоне обострения кризиса в Тайване, Украина рискует остаться с меньшим вниманием, и как следствие – меньшей поддержкой, из-за смещения глобального противостояния на восток. Все это тесно взаимосвязано, предупреждает американское издание The New York Times: «Чтобы создать наибольшую вероятность того, что Украина остановит путинское вторжение, Байден и его советник по национальной безопасности Джейк Салливан провели серию очень жестких встреч с руководством Китая, умоляя Пекин не вступать в украинский конфликт, оказывая военную помощь России — и особенно сейчас, когда арсенал Путина сократился за пять месяцев упорной войны».
Шансы перетянуть Китай на свою сторону, или хотя бы достичь сохранения нейтралитета, у Украины есть. Пекин имеет грандиозные амбиции по построению сухопутных маршрутов из восточной Азии в западную Европу под названием Новый шелковый путь. Один из его маршрутов планировался и через Украину, однако война, начавшаяся в 2014 году, вынудила скорректировать план в пользу России и Беларуси. Однако нынешняя изоляция РФ и РБ, может вернуть и укрепить целесообразность украинского маршрута. Естественно, это возможно только после окончания войны и освобождения оккупированных территорий. Чему Китай как минимум своим бездействием может вполне поспособствовать.
Кроме этого, Украина может предложить крупные поставки продовольствия, что очень важно для почти полутора миллиардного Китая. Еще один аргумент – Пекин может использовать Украину для своих инвестиций, как в случае со многими другими странами с развивающейся экономикой.
«Война – это путь обмана», – писал китайский философ VI века до нашей эры Сунь-Цзы. Стратегия Пекина действительно похожа на попытку перехитрить всех. Несмотря на возможность союза с Россией, такой альянс до сих пор не заключен, потому как Китай не хочет связывать себя обязательствами с импульсивным соседом. Также несмотря на вражду с США, Пекин все еще не рубит концы со стратегическим врагом.
Выгода более однозначно встать на сторону России для Китая, конечно, есть. Это позволит получить неограниченный доступ к российским энергоресурсам. Западные страны обсуждают возможность введения потолка цен для нефти и газа из России. Если это решение будет принято, цены на российские ископаемые в мире упадут. Китай, даже формально не присоединяясь к таким мерам, все равно будет покупать эти ресурсы де-факто дешевле, потому как других покупателей у Москвы просто не найдется.
Украинская позиция ближе Китаю с политической точки зрения. Накануне поездки Нэнси Пелоси на Тайвань постоянный представитель КНР при ООН Ген Шуан даже использовал Украину как пример: «В то время как одна страна (США, – ред.) неоднократно подчеркивала принцип суверенитета в вопросе Украины, и постоянно бросала вызов суверенитету Китая. И даже умышленно создавала напряженность в Тайваньском проливе. Это пренебрежение и нарушение принципов целей устава ООН. Китай всегда уважал суверенитет других стран, поэтому надеется, что его суверенитет будет уважаться другими странами».
То есть, если Пекин призывает соблюдать его территориальную целостность, имея ввиду Тайвань как часть Китая, тоже самое они должны будут соблюдать относительно Украины.
Такой же принцип работает даже в Европе – Испания, хоть и член НАТО, тем не менее не поддерживает Косово, потому что имеет своих собственных сепаратистов в Каталонии и Стране Басков.
Прибегнув к стереотипному, но довольно достоверному представлению китайской политики, как хитрой и изощренной, можно спрогнозировать дальнейший нейтралитет Китая. И по какому сценарию не разворачивались бы события вокруг Тайваня, Украина – это отдельный кейс, в который Поднебесной совершенно нет мотива ввязываться. Такой сценарий для Киева – вполне приемлемый. Даже бездействие поможет Украине, ведь собственных разработок технологий у России нет. Тогда как для Москвы китайский нейтралитет – означает лишь отсроченное поражение.