Автомобильный завод «Лада Ижевск» закрывается, сообщают российские СМИ. До февраля 2022-го на предприятии работали 3100 человек. После 31 августа останется около 200 сотрудников. Простой длится уже пять месяцев. Одна из причин — отсутствие импортных комплектующих.
Дело в том, что «Лада Ижевск», является дочерним предприятием «АвтоВАЗа», 67,61% акций которого до начала нынешней войны России против Украины принадлежали альянсу Renault –Nissan. Почти через три месяца после агрессии Кремля Renault из РФ ушел. 16 мая российские активы альянса были переданы Государственному научному центру РФ НАМИ, подведомственному Минпромторгу России. Понятное дело, положению Ижевского автозавода это никак не помогло.
Основной продукцией Ижевского автозавода до войны была Lada Vesta. «На сегодняшний день российского в лучшем российском автомобиле — всего 40%. Все остальное привозилось из заграницы», — говорится в письме коллектива завода, направленном Владимиру Путину.
Самое страшное для работников — это планы руководства «АвтоВАЗа» перенести производство Lada Vesta в Тольятти, то есть на головное предприятие компании. «Страшно вот что: на днях руководство «АвтоВАЗа» приняло решение осуществить перенос производства Lada Vesta на тольяттинскую площадку», — написали они.
Опасения их не напрасны. «Перенос производства в Тольятти» в данном случае заменяет неприятное слово «реструктуризация» – эвфемизм 90-х, которым тогда прикрывали более понятное и пугающее словосочетание «массовое увольнение». Для начальства ведь главное — подходящее слово найти… Как сказал Остап Бендер, взглянув на объявление на двери магазина одежды, гласившее: «Штанов нет»: «Фу, как грубо!.. Сразу видно, что провинция. Написали бы, как пишут в Москве: «Брюк нет». Прилично и благородно. Граждане довольные расходятся по домам»…
Однако как раз перспектива «разойтись по домам» больше всего и пугает работников «Ижмаша». Понятно, что для 3000 человек из Удмуртии в Тольятти работы не найдется. Нет ее и в Ижевске. «Высококвалифицированные специалисты красят стены, стригут траву, собирают мусор», — говорится в письме Путину.
Дальше, если не будут артачиться и напишут заявление об увольнении, им сулят выходное пособие — от пяти до семи месячных окладов в зависимости от стажа. Затем обещают как-то куда-то трудоустроить. Куда — уже примерно понятно. Покраска травы, уборка мусора и прочие увлекательные и высокооплачиваемые работы… Впрочем, не факт, что и такая работа для них найдется.
Пытаясь спасти предприятие, работники в своем письме заодно разоблачают очковтирательство руководства «АвтоВАЗа», демонстрируя прекрасную осведомленность о положении дел на автомобильном рынке России: «Вновь назначенный главой «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил, что вероятный вариант возобновления производства Lada Vesta — вторая половина 2023 года. К этому моменту будут найдены поставщики, которые заменят иностранных. Но даже не это самое страшное. Мы готовы подождать и перебиться… Страшно вот что: на днях руководство «АвтоВАЗа» приняло решение осуществить перенос производства Lada Vesta на тольяттинскую площадку. Аргументация такова: в Ижевске конвейер работает с мощностью 30 автомобилей в час, это 120 тысяч Lada Vesta в год. По данным «АвтоВАЗа», в следующем году российскому авторынку потребуется порядка 250 000 «Вест». … Но в самый «жирный» год для российского автомобильного рынка продавалось не более 130 000 «Вест». И стоил автомобиль 600–800 тысяч рублей. Сегодня у дилеров стоимость Lada Vesta достигает 1,5–1,8 млн рублей. При такой стоимости не может быть продано 250 000 «Вест» — у народа нет столько денег!»
В связи со всем этим ижевцы считают, что спасти их предприятие может только Путин. «Уважаемый Владимир Владимирович! В 2010 году именно вы спасли наш Ижевский автозавод, не допустили банкротства и распродажи имущества и определили в качестве стратегического партнера «АвтоВАЗа». Не дайте сегодня совершиться противоправным действиям, не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству «АвтоВАЗа» максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства Lada Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили!» — говорится в письме коллектива завода.
Что тут сказать…
Письмо ижевских автомобилестроителей очень яркий пример того, что может сделать с рабочими власть того типа, которая сформировалась за последние 22 года в России.
Во-первых, очевидно, что слова из гимна Международного товарищества рабочих «Никто не даст нам избавленья — ни Бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой» им просто не знакомы. А если знакомы, то они для них не более чем пустой звук.
Более того, само содержание письма работников «Лада Ижевск» Путину показывает, что, по их представлениям, освободить их может как раз именно Бог, царь и герой, каковым для них в одном флаконе является кремлевский правитель.
Во-вторых, 3100 работников завода волнует возможная потеря работы, что понятно. А вот то, что их соотечественники по приказу человека, к которому они обращаются как к своему спасителю, в Мариуполе уничтожили завод «Азовсталь», который давал работу более 10 200 украинских рабочих, их, похоже совершенно не интересует, как и уничтожение множества других предприятий, школ, университетов и детских садов в Украине. Не говоря уже о десятках тысяч убитых ее граждан — женщин, детей, да тех же украинских рабочих — вот это российским рабочим, похоже, совсем не интересно. То есть про пролетарскую солидарность они, видимо, тоже ничего не слышали.
Но за все в этой жизни приходится платить.
20-летняя политика Путина в отношении рабочих в России сводилась к подавлению их способности к самоорганизации. Все профсоюзы должны были быть лояльны прежде всего верховному правителю страну, а также своему работодателю. В награду за «хорошее» поведение Путин следил за занятостью в стране и иногда лично утрясал трудовые и иные социальные конфликты, вспыхивавшие на тех или иных предприятиях, в тех или иных регионах. Все самостоятельные рабочие лидеры выдавливались с заводов, из профсоюзов и страны.
В итоге мы видим, что результатом такой политики стало то, что у российских рабочих сегодня просто атрофировалась способность к самостоятельному решению своих проблем, к сопереживанию другим людям, зато укрепилась рабская преданность верховной власти. Не случайно с своем письме Путину ижевцы «патриотично» обвиняют во всех бедах своего завода его французских владельцев, которые, по их мнению, «совершили фактически диверсию, и из-за этого конвейер не функционирует». То что французы лишь ответили, да и то не сразу, на путинскую глобальную диверсию против всего мира, ижевцы тоже в упор не видят.
Так вот расплата за забвение не только принципов пролетарской солидарности, но элементарной человечности будет суровой. Путин их не спасет, как бы он ни любил ручной режим управления и вмешательство во все и вся в стране. Автомобильная отрасль в России, как и многие другие отрасли сейчас, гибнет, а средств на ее поддержание, как и на поддержание платежеспособного спроса на ее продукцию будет все меньше.
В этих условиях для большинства российских наемных работников перспективы очень плохие — либо сидеть на копеечном пособии по безработице, либо завербовываться в путинскую армию дабы зарабатывать на жизнь, исполняя преступные приказы своего правителя. С перспективой потерять руки, ноги и саму жизнь…
Есть, правда, очень призрачная надежда на то, что этот и другие автозаводы могут захотеть приобрести китайцы. Но тут есть одна проблема. Если что, у них также бесцеремонно отнять активы, как у французов или немцев не получится. Товарищу Си это может не понравиться.