В «Кинопоиске» больше недоступен для просмотра ряд зарубежных сериалов и фильмов из-за нежелания иностранных компаний продлевать контракты с российскими партнерами. Такие тенденции могут существенно перекроить отечественный рынок видеосервисов. Разбираемся, что происходит с российскими онлайн-кинотеатрами.
Из библиотеки «Кинопоиска» — лидера среди российских онлайн-кинотеатров — начали пропадать старые зарубежные фильмы и сериалы. К примеру перестали быть доступны для просмотра американский ситком «Друзья» (1994–2004) и бразильская многосерийная мелодрама «Клон» (2001–2002), фильмы «1+1» (2011), «Властелин колец» (2001–2003), «Маска» (1994), «Интерстеллар» (2014) и другие.
В пресс-службе онлайн-кинотеатра в комментарии «Коммерсанту» объяснили исчезновение культового контента сложностями с продлением ранее действующих контрактов с иностранными студиями. Из чего можно предположить, что в дальнейшем количество пропаж зарубежных кинолент из стриминговых платформ будет только увеличиваться по мере истечения сроков действия договоров.
Еще весной такие титаны мировой киноиндустрии, как Disney, Sony, Warner Bros., Universal, Paramount и Lionsgate, остановили прокат своих фильмов в российских кинотеатрах, а также перестали продавать лицензии на новинки местным стриминговым-сервисам. Как ранее писал сайт «Утро Февраля», причиной стал фактор войны, а также отключение платежной системы SWIFT. Без нее вести бизнес просто невозможно. Тогда же заявлялось, что старый контент не подпадает под санкции и останется доступным для россиян, но сейчас мы наблюдаем абсолютно другую ситуацию
Согласно исследованию GfK, рейтинг российских онлайн-кинотеатров по количеству подписок во втором квартале этого года возглавил «Кинопоиск», за ним следовали IVI, Wink и «Окко», замкнул пятерку лидеров Kion.
Библиотека лидера симпатий насчитывает около миллиона фильмов, одна треть из них — это киноленты американского производства. Большим количеством контента в «Кинопоиске» также представлены Великобритания, Япония, Италия, Франция и Южная Корея. При этом российская продукция составляет лишь 5% библиотеки онлайн-кинотеатра.
Чуть менее обширна библиотека сервиса IVI. Среди фильмов тут также преобладает продукция Штатов. При этом по подписке на этом сервисе все еще доступны такие фильмы, как «Маска», «Властелин колец» и «Интерстеллар». А вот французскую комедию «1+1» можно посмотреть только в аргентинской интерпретации, но зато бесплатно.
Подписчикам Wink, «Окко» и Kion также доступны как зарубежные, так и российские фильмы, сериалы и мультики, но в чуть меньших объемах. Последний, а также онлайн-кинотеатры Premier и Start активно производят собственный контент, за счет чего им и удавалось в последние время добиваться роста количества пользователей.
Позиция зарубежных студий касательно дальнейшего сотрудничества с российскими сервисами, очевидно, наиболее ударит по сегодняшним лидерам рейтинга. Возможно, через время им даже придется уступить свои позиции конкурентам.
Киноблогер Марсель Македонский в комментарии сайту «Утро Февраля» сказал, что отечественные онлайн-кинотеатры в первую очередь будут стремиться восполнить пробелы, образовавшиеся вследствие потери зарубежных фильмов, за счет российской продукции:
«Сейчас уже активизировалось большое количество питчингов (устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект, – ред.), очень много времени продюсеры и представители стриминговых платформ проводят за встречами с авторами, режиссерами, ищут новые идеи и предложения. Думаю, что в ближайшие полтора-два года поток отечественных полнометражных фильмов, мини-сериалов, документальных программ и многосезонных сериалов увеличится».
Количество подписчиков онлайн-кинотеатров во втором квартале 2022 года снизилось с 46% до 42%, а число людей, которые пользуются платным контентом на подобных платформах, — с 30% до 28%. Такие данные публикует исследовательская компания Gfk.
«Сейчас сложное время. Человек в первую очередь не кино идет смотреть, а следит за тем, чтобы у него были сыты и накормлены дети, чтобы у него были деньги на черный день, чтобы у него была довольная любимая женщина, а только после этого в промежутке между тем, как зарабатывать деньги и реализовывать свои собственные амбиции, у него будет время на развлечение, одним из которых является как раз онлайн-кинотеатр», — комментирует перспективы дальнейшего сокращения количества подписок на онлайн-кинотеатры киноблогер Марсель Македонский.
Также во втором полугодии этого года рекордно замедлился рост совокупных доходов работающих в России онлайн-кинотеатров. За первые шесть месяцев они составили около 26 миллиардов рублей, подсчитали в информационно-аналитическом агентстве Telecom Daily. Это всего лишь на 5% больше, чем годом ранее. Для сравнения: в первой половине 2021-го выручка была на 31% больше в годовом выражении, а в первой половине 2020-го — на 71%.
Эксперты называют три причины такой тенденции: уход Netflix (в 2021 году его доля в совокупных доходах составляла 9%), отсутствие голливудских новинок, которые зрители оплачивали отдельно от подписки, и снижение общей покупательной способности аудитории.
В условиях ухода зарубежных киностудий с российского рынка своеобразным спасением для местных онлайн-кинотеатров могли бы стать разного рода коллаборации, говорит Марсель Македонский:
«В одиночку не выжить, особенно если учитывать, с какой скоростью сейчас все новинки оказываются на пиратских сайтах, на неофициальных онлайн-кинотеатрах, на торрент-трекерах и т. д. Например, сериал “Друзья” стал неофициальной рекламой сети Starbucks. Я думаю, такие коллаборации мы скоро увидим и в отечественном кино. Главное, чтобы они не были навязанными, чтобы каждый кадр не был насыщен какими-то брендами, чтобы в первую очередь была история, а не бренд, его миссия, ценности».
Однако сокращения рынка онлайн-кинотеатров в этом году не миновать. По разным оценкам, он может сжаться от 20% (прогноз Telecom Daily) до 46% (аналитика международной консалтинговой компании J’son & Partners Consulting). Уход зарубежных платформ и производителей фильмов ведет к дефициту легального контента, что чревато новой волной пиратства и, соответственно, потерей доходов индустрией.