В связи с кончиной в Москве Михаила Горбачева появился повод поговорить не только о его жизненном и политическом пути, но и о пути большинства реформаторов.
Горбачев — одна из тех фигур, которые всегда вызывали и, вероятно, еще долго будут вызывать самые разнообразные эмоции у людей — от проклятий до восхищения.
Сказать, что Горбачев фигура противоречивая, значит, ничего не сказать. Хотя бы потому что все реформаторы, которые пытались изменить систему изнутри, по определению противоречивы. А именно таким системным реформатором и был первый и последний президент Советского Союза.
Как это часто бывает с подобными политиками, желая умеренных реформ системы, он запустил такие тектонические сдвиги в ее основании, которые, вопреки его желанию, привели эту систему к полному развалу.
Говоря о Горбачеве, для начала надо сразу отмести обвинения его радикальных критиков, которые как раз во главу угла ставят его системное, номенклатурное происхождение и из этого делают выводы о причинах неудач его политики. Строго говоря, это обвинение не стоит выеденного яйца, поскольку реформаторы (именно реформаторы, а не революционеры) и их реформы всегда противоречивы. Они всегда — одной ногой в своем социальном происхождении, а другой – в новом мире, к которому осознанно или бессознательно стремятся. Такова диалектика их жизни и их политики.
Возьмем в качестве примера российского императора Александра II. Как известно, его главным деянием стала отмена крепостного права в России. Политически это был грандиозный скачок. Но, с одной стороны, царский Манифест от 19 февраля 1861 года, отменявший чудовищную систему настоящего белого рабства (именно таким было крепостное право в России!), когда одни люди (дворяне) владели и торговали другими (крестьянами) оптом и в розницу, как скотом или мебелью. С другой – это политическое освобождение крестьян было проведено в форме их экономического ограбления. На «освобожденных» крестьян налагались такие обязательства (например, барщина — обязательная отработка на земле «бывшего» помещика. Иногда она доходила до семи дней в неделю), которые делали их жизнь физически невыносимой. Выкупить свой земельный надел у помещика крестьянин мог только через 49 лет. Это положение было отменено лишь в ходе революции 1905 года…
Как известно, еще одной известной реформой «царя-освободителя» стала судебная. Впервые в России утверждался суд присяжных. И это прекрасно! Но почти одновременно с этим несколько сот тысяч черкесов были выселены с их земель в Османскую империю.
В 1863 году на польских, литовских, белорусских и украинских землях, входивших тогда в состав Российской империи, вспыхнуло национально-освободительное восстание, которое душка Александр II подавил со страшной жестокостью, а затем начал активно проводить политику русификации Польши, Литвы, Украины и Беларуси.
Или еще один русский реформатор — Николай II. С одной стороны, это правитель, «даровавший» России (правда, под напором вспыхнувшей Первой русской революции 1905 года) ее первую Конституцию и первый парламент (Думу), а с другой – благословивший создание первых русских черносотенных (нацистских) организаций — «Черные сотни», Союз русского народа, Союз Михаила Архангела.
Эти противоречия Александра II и Николая II объяснялись тем, что, с одной стороны, они были плоть от плоти своего класса — крупных помещиков, а с другой – детьми своего времени, требовавшего давно назревших реформ.
То же самое можно сказать и о Михаиле Горбачеве — политическом деятеле — плоть от плоти и своего номенклатурного класса, тянувшего его назад, и своего времени, требовавшего перемен.
Горбачев был классическим образцом советского партийного чиновника, прошедшего на пути к высшей власти в партии и государстве все ступени, полагавшиеся человеку, выбравшему путь карьерного советского политика. Для такого политика, по меркам политической системы, сложившейся в СССР к 30-м годам, у него было идеальное происхождение.
Михаил Горбачев родился в классово правильной, по советским критериям, крестьянской семье. Отец — Сергей Андреевич Горбачев — русский, мать Мария Пантелеевна Горбачева (в девичестве Гопкало) — украинка (украинцы, как в нынешней путинской России, так и в позднесоветские времена считались частью русского народа). То есть никаких там подозрительных евреев, среднеазиатов или кавказцев.
Карьера будущего руководителя СССР развивалась стремительно и практически все время по восходящей. В 15 лет Миша Горбачев совмещает учебу в школе с работой помощника комбайнера на машинно-транспортной станции (МТС). В 18 лет за ударный труд на уборке зерновых Горбачев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 19 лет начинается его политическая карьера. Будучи в то время еще учеником 10 класса средней школы он становится кандидатом в члены КПСС, причем рекомендацию ему дали учителя и директор школы. Окончив в 1950 году школу с серебряной медалью, как орденоносец и (вероятно) кандидат в члены партии, он без экзаменов поступает на юридический факультет Московского государственного университета. Там же на студенческой вечеринке знакомится со своей будущей женой — Раисой, которая училась в МГУ на философском факультете. В 1953-м они становятся мужем и женой.
В 1952 году Михаила Горбачева принимают в партию.
По окончании университета в 1955-м его сразу же направляют на ответственную работу в краевую прокуратуру в Ставрополь. Однако что-то там не сложилось, и через десять дней Михаил Сергеевич переходит в Ставропольский крайком комсомола, где занимает пост заместителя заведующего Отделом агитации и пропаганды. Уже в следующем 1956 году он становится первым секретарем краевого комитета ВЛКС. В этой должности он проработал до 1962-го, причем в октябре 1961 года удостоился чести стать делегатом XXII съезда КПСС.
В 1966 году Горбачев избирается первым секретарем Ставропольского горкома КПСС.
В 1969-м земляк Горбачева и человек, которого он позже называл своим учителем, — Юрий Андропов, занимавший уже тогда пост председателя Комитета государственной безопасности СССР, рассматривал Михаила Горбачева как возможного кандидата на пост своего заместителя.
В апреле 1970 года Горбачев поднимается на высший пост партийной, а фактически и государственной иерархии Ставрополья — становится первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. С 1970-го по 1989 год он – депутат Совета Союза Верховного Совета СССР. Впрочем, до конца 80-х это была больше представительская должность.
А между тем его главная карьера — партийная — успешно продолжалась. В 1973 году он уже кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1978-м на Пленуме ЦК КПСС Горбачев, которому благоволил не только Андропов, но и тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, избирается Секретарем ЦК КПСС, после чего с семьей переезжает в Москву.
Продолжение следует.