ghost
Остальное

Приговор журналисту Ивану Сафронову: а ни за что теперь 22 года дают!

Фото: РИА
6 сентября, 2022

  • Журналист Иван Сафронов был приговорен Мосгорсудом к 22 годам заключения в колонии строгого режима за якобы «шпионаж»
  • Вся информация, передача которой вменялась в вину Сафронову, имелась в открытых источниках
  • Убийцам и серийным насильникам в РФ дают меньшие сроки

Журналист, бывший спецкор «Коммерсанта» и «Ведомостей», советник главы «Роскосмоса» Иван Сафронов был приговорен Мосгорсудом к 22 годам колонии строгого режима. Ему вменялись два эпизода госизмены в форме шпионажа в пользу чешской и германской разведок.

При этом важно отметить, что все данные, которые, по мнению следствия и суда передавал агентам разведок Сафронов, находились в открытом доступе. Однако этот, казалось бы, железный довод был проигнорирован судом. Который даже несколько умерил аппетиты прокуратуры, требовавшей 24 года заключения.

Адвокаты Сафронова сразу же подали в канцелярию суда заранее подготовленную краткую апелляционную жалобу. В ней говорится о нарушении права обвиняемого на защиту.

Нарушения действительно были: суд, невзирая на обращения, не дал Сафронову возможности воспользоваться ноутбуком, чтобы показать те открытые источники, откуда он брал информацию, которая потом оказалась якобы содержащей государственную тайну.

Издание «КоммерсантЪ» отмечает:

«Иван Сафронов выслушал решение суда с показным безразличием и спокойствием, крикнув из стеклянного “аквариума” собравшимся напоследок: “Я всем напишу. Пишите. Я вас люблю”. В ответ зал разразился аплодисментами в его поддержку и громкими выкриками “Ваня! Свободу!”. Однако длилось это совсем недолго, так как конвой поторопился увести осужденного из зала».

Ранее говорилось о том, что была возможна судебная сделка: признание Сафроновым вины в обмен на значительно меньший (но тоже немалый срок). Однако на это он не согласился, поскольку не видит за собой вины.

Один из адвокатов заявил:

«Мы в прениях сторон просили полностью оправдать Ивана, так как в его действиях нет состава преступления, но понимали, что все уже предрешено».

Но одно из самых страшных явлений этого процесса – катастрофический перекос Уголовного кодекса в пользу государства и в ущерб гражданам. Умышленное убийство расценивается намного мягче, чем информация из открытых источников, переданная Сафроновым.

Издание The Insider приводит примеры:

«Чаще всего за убийство человека дают от 10 до 17 лет. Например, 10 лет получил иркутчанин Олег Филиппов, убивший врача в центре Москвы. Исполнителям убийства Бориса Немцова дали от 11 до 20 лет».

По 20 лет получают в РФ и серийные насильники.

Что происходит, почему государству так необходимо было покарать Ивана Сафронова? Вероятно, причин тому несколько.

Политолог Анатолий Несмиян комментирует приговор:

«Журналисты обнаружили все эти “секретные документы” в открытом доступе, а ни один свидетель не дал показаний о преступлениях Сафронова.

Фактически это приговор “ни за что”. Сафронов попал под раздачу в силу каких-то изменившихся подковерных аппаратных балансов, понятных только тем, кто воюет между собой. Вряд ли следствие и суд в курсе этих подводных течений, они просто получили указание и исполнили его, а потому формальная сторона не играет ни малейшей роли.

Искать в подобного рода делах ту составляющую, которая занесена в текст приговора, абсолютно бессмысленно. Раньше подбрасывали наркотики, теперь опасаются, а потому рисуют то же самое, но по другим основаниям».

Еще одна возможная составляющая – сам по себе государственный террор против журналистов. Телеграм-канал «Запретное мнение»:

«Журналистика и современная РФ — понятия несовместимые. Процесс уничтожения свободы слова в стране был запущен еще в конце нулевых, сейчас же государственная машина террора добивает все, что еще подает признаки жизни.

Не должно быть никаких иллюзий: путинских карателей остановит лишь полный крах режима. Ни “оттепели”, ни “либерализации” при нынешней элитке уже не будет.

Современная модель управления заточена на борьбу с “врагами” внутри и снаружи. Ни на что другое она не способна, а трансформация невозможна.

После нейтрализации последнего независимого журналиста охранка займется провластными, которые недостаточно качественно следуют выданной Кремлем методички/излишне рьяно выполняют свою работу».

Но, вероятно, имеется и мотив мести. Об этом говорит блогер Егор Ершов:

«Понятно, что Сафронов стал жертвой неких системных интриг, понятно, что это именно сталинский стиль расправы, позднее тему госизмены даже к высшей мере не приплетали.

Но есть еще один фактор. То, как Сафронов держался и как его защищали. Когда прокурор уже на финальной стадии процесса так открыто торгуется о скощухе по сроку в обмен на признание – это вообще нечто. “Сломайся, Ваня, только сломайся!”

Но что он сам не сломался – это полдела. В его защиту была проведена (преимущественно коллегами по цеху) очень шумная кампания именно того типа, который ранее более-менее прокатывал. С Голуновым и с некоторыми фигурантами московского дела, например, прокатило… И вот теперь пришла ответка: “Отныне в рот мы е*** это ваше гражданское общество!”

Иван в каком-то смысле стал козлом отпущения за все “унижения”, которые чиновники и силовики претерпели от медиакласса начиная с эпохи гласности. Видимо, наступление эры Z стало для некоторых поводом попытаться убить в себе страх “они напишут”, за которым стоит еще и страх “заграница узнает”».