ghost
Остальное

«Будут отлавливать по всему миру». Что даст Украине суд над российскими военными преступниками в Гааге

Фото: Wikimedia Commons
22 июля, 2022

В первых числах апреля мир был повергнут в шок во второй раз после российского вторжения. Когда Киев так и не удалось взять за три дня, армию РФ отвели от украинской столицы. На протяжении целого месяца несколько городков киевской агломерации – Гостомель, Ворзель, Буча и частично Ирпень были оккупированы штурмовыми группами российских войск.

  • Украина добивается отдельного рассмотрения Международного уголовного суда по Путину и Шойгу
  • Решения Гаагского суда не будут быстрыми, но в истории были похожие прецеденты – нацистских преступников находили спустя годы в разных уголках мира 
  • Россия отказалась ратифицировать участие в Международном уголовном суде и ссылается на отсутствие «согласия сторон»

Так называемые «освободители» принесли войну и разрушения. Но то, что происходило под оккупацией, долгое время было неизвестно, пока туда не вернулась украинская власть. Сотни расстрелянных людей со связанными руками, следами пыток, братские могилы и разбросанные трупы на центральных улицах.

Настоящий геноцид в XXI веке, казалось, уже невозможен, тем более в центре Европы. Оказалось – возможно. Но наказание за такие деяния будет неизбежным. Во-первых, оккупированную территорию все равно рано или поздно освободят. Во-вторых, не только украинские, но и международные правоохранительные органы теперь займутся расследованием военных преступлений российских солдат.

Многочисленные визиты европейских политиков в Украину в большинстве своем начинались с посещения мест оккупации под Киевом. Увиденное там не оставило равнодушным никого. Структуры стран Старого континента уже заработали – Международный уголовный суд в Гааге начал работу и до конца года может выдвинуть первые обвинения по факту преступлений российских военных. Эту информацию из своих источников получило агентство Bloomberg.

Точной даты публичного процесса пока нет, но самый поздний срок – начало 2023 года. Согласно информации издания, на данный момент идут переговоры о передаче одного из российских военнопленных в руки международного правосудия. Он готов дать показания против своих бывших сослуживцев.

Каждый такой военнослужащий – очень важный пазл во всем судебном процессе. Все это складывает не только фактаж для приговора, но и помогает развеять российские пропагандистские нарративы, которые Кремль пытается вбросить в западные общества.

Политолог и конфликтолог Богдан Петренко говорит: «В процессе прений судебный процесс будет обрастать новыми фактами и новыми уликами. В будущем возможно даже объединение всех инцидентов в общий процесс о российских военных преступлениях в Украине.

Но, несмотря на длительность или даже благодаря ей, СМИ и граждане разных стран будут систематически получать новые месседжи о преступлениях. А это важно — важно потому, что сейчас ведется информационная война за общественное мнение, в том числе и на Западе. И от того, чья точка зрения выиграет (стабильное вчера с согласием на передел мира или путинская угроза всему миру), зависит и исход войны в Украине, и безопасность граждан всех соседних с Россиею государств. Поэтому сейчас важно не столько само решение и каким оно будет, а сам факт начала международного судебного процесса над российскими военными преступниками».

Значительно в расследовании может помочь украинская Генеральная прокуратура. Она ведет дела с первых дней войны, по крупицам собирает информацию о деяниях российских военных.

Международные правоохранители подключились позже. В той же Буче они исследовали тело каждого погибшего, сопоставляли спутниковые снимки, фотографии, видео с камер наблюдения. По всем этим данным можно собрать предостаточно информации – под каким углом летела пуля, с какого расстояния, было ли это случайным убийством или умышленным расстрелом. Так правоохранителям удастся опровергнуть все отговорки российской пропаганды о якобы невиновности армии РФ.

Однако преступления совершались не только в Буче, и речь идет не только о расстрелах. Всего 42 страны обратились в Международный суд из-за российских преступлений в Украине, рассказал министр юстиции Украины Денис Малюська: «Относительно типов таких преступлений, то их было много. Все они перечислены и в Женевских конвенциях, и в Римском статуте – договоре, которым руководствуется Международный уголовный суд в Гааге. Типов таких преступлений было много, и речь идет не только о геноциде, но и об изнасилованиях, об убийстве мирных граждан, не связанном с геноцидом, о похищении имущества. Все это является военными преступлениями, на которые распространяется юрисдикция Международного уголовного суда в Гааге». 

На работу правоохранителей Еврокомиссия выделила более семи миллионов евро. Решение поддержал глава структуры Жозеп Боррель: «Не может быть безнаказанности за преступления, совершенные под российской оккупацией. Расследования Международного уголовного суда имеют решающее значение для обеспечения ответственности и справедливости за ужасные преступления, совершенные в Украине». 

Чтобы доказать российские военные преступления, в Украину в прошлом месяце прибыла специальная комиссия ООН.

Замглавы Верховной Рады Украины Елена Кондратюк объясняла принцип работы структуры: «Комиссия была создана для фиксации нарушений прав человека, международного гуманитарного права и других преступлений, связанных с российской агрессией. Основная задача — установить подозреваемых, собрать доказательства и подготовить материалы, чтобы никто не избежал наказания».

К 15 июля украинская полиция зарегистрировала более 23 тысяч преступлений, которые совершили российские военные. При этом объявили 381 подозрение, в том числе заочно.

Немногие из этих преступлений дойдут до Международного суда, в основном инстанция занимается наиболее высокопоставленными преступниками, а не рядовыми участниками. Поэтому в случае российской агрессии речь может идти о генералах и даже политиках. Так, например, Международный уголовный суд расследовал деятельность экс-президента Ливии Муаммара Каддафи и экс-президента Судана Омара аль-Башира.

Очевидно, что расследование быстрым не будет, говорит Богдан Петренко: «Международный судебный процесс – это очень длительная процедура. А когда дело касается военных преступлений, он будет тянуться годами. Поэтому ожидать быстрых решений не стоит. Скорее всего, они могут быть уже по окончании российско-украинской войны». 

Впрочем, это не отменяет возможности добиться справедливости, говорит адвокат Николай Полозов: «Что касается возможности привлечь к ответственности представителей российской власти, военнослужащих, генералов, понятно, поначалу рассмотрение будет заочное, так как это происходило, например, на суде по “Боингу” MH17. Однако, когда решение будет принято, в принципе, эти люди будут так или иначе нести ответственность. И если на текущий момент ситуация такова, что их невозможно привлечь к правосудию, установить справедливость, то в будущем это вполне возможно. Есть опыт предыдущего времени, когда преследовали нацистских преступников, отлавливая их по всему миру. Здесь абсолютно такая же схема».

Россия высокомерно реагирует на такие иски. Еще в марте суд постановил Москве прекратить боевые действия в Украине. Это решение было проигнорировано, более того, в Кремле вспомнили, что не участвуют в работе Международного уголовного суда.

«Нет, мы не можем принять это решение во внимание. У Международного суда есть такое понятие, как «согласие сторон». Здесь никакого согласия быть не может… В данном случае это то, что мы не можем принять во внимание», – сказал пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков.

На самом деле Россия могла бы отреагировать на обвинения. 1 июля Украина подала меморандум, и на протяжении трех месяцев Москва может подать свои возражения. Однако в Кремле вообще не считают нужным как-то участвовать в юридических процедурах. Очевидно, что виновные в военных преступлениях находятся на самом верху.

Расследования против столь высоких чинов может показаться безнадежным по причине невозможности привлечь их к ответственности. В Евросоюзе считают, что следствие все равно должно работать: «Только добившись справедливости, можно помочь жертвам и их семьям. Это колоссальная задача не в последнюю очередь потому, что она требует сбора и хранения доказательств в разгар войны. Это требует надежности и стабильности в работе украинского правосудия. И это требует вашей поддержки. Вот почему мы собрались здесь сегодня», – говорит Дидье Рейндерс, еврокомиссар по вопросам юстиции.

Для Украины расследование на самом деле имеет колоссальное значение. Правда, не в текущий момент, а в долгосрочной перспективе. «Этот трибунал имеет своей задачей, во-первых, официально зафиксировать на основании судебного решения факты военных преступлений. И, во-вторых, конечно, имея такие решения, в итоге мировое сообщество будет обязано восстановить справедливость и разыскивать этих военных преступников. Сейчас таких механизмов пока нет, но мы говорим о том, что ситуация динамическая, и в будущем вполне возможно, многие из тех, кто отдавал преступные приказы, кто выполнял их, так или иначе окажутся в суде», – говорит Николай Полозов.

Украина уже работает над тем, чтобы получить обвинительные приговоры относительно российского руководства: «Уже наличие обвинительного заключения и ордера на арест Путина, Шойгу… будет большим шагом вперед в восстановлении справедливости», – пишет The Guardian со ссылкой на Антона Кориневича, посла по особым поручениям Украины.

Его коллега, замглавы Офиса президента Украины Андрей Смирнов сказал, что необходимо отдельное рассмотрение Международного уголовного суда по российскому президенту – Владимиру Путину. Такое решение, если оно будет, станет беспрецедентным по своим масштабам. А также подтвердит желание украинцев восстановить справедливость.