ghost
Остальное

Никополь: жизнь рядом с оккупацией под постоянными обстрелами и ядерной угрозой

Житель Никополя убирает двор после обстрела города Evgeniy Maloletka / AP / Scanpix / LETA
7 сентября, 2022

На противоположном берегу от оккупированного Энергодара расположен Никополь. Официально община в Днепропетровской области вошла в перечень территорий, где идут боевые действия. Каждую ночь от обстрелов из реактивных систем залпового огня там страдают тысячи людей. В результате обстрелов в городе десятки разбитых частных домов и многоэтажек, повреждены больницы и детские сады. До ближайшей позиции российских военных всего четыре километра.

  • До вторжения России в Украину в Никополе проживали 116 тысяч человек, сейчас более половины — выехали
  • Последние три месяца Никополь ежедневно подвергается обстрелам со стороны российских военных

О том, как течет жизнь под ежедневными обстрелами, «Утру Февраля» рассказал местный житель Руслан, который с начала войны не выезжал из города и был свидетелем всего происходящего.

Жизнь вблизи оккупации

Российские военные почти три месяца без перерывов обстреливают Никопольский район. Разрушают дома, магазины, школы и жизни людей. Россияне бьют из тяжелой артиллерии по жилым кварталам и предприятиям Никопольского района. Практически каждый день под обстрелами Никополь, Марганец и близлежащие населенные пункты. Огонь ведется из Энергодара Запорожской области, с территории Запорожской атомной электростанции, которая с 4 марта находится под оккупацией российскими военными.

«Все началось, когда захватили Энергодар. До этого, за несколько дней, прилетали крылатые ракеты по воинской части в городе и за городом. Паника началась, когда люди узнали, что захвачена Запорожская АЭС. Психологически было сложно, поскольку понимаешь, что армия, которая хочет уничтожить твою страну, находится на самом опасном ядерном объекте Европы. Это психологическое давление длилось несколько месяцев», — рассказывает  Руслан.

В конце августа на Запорожскую АЭС выехали представители МАГАТЭ, чтобы не допустить катастрофы от постоянных обстрелов электростанции. Спустя несколько дней члены миссии подтвердили присутствия российских военных и их техники на территории ЗАЭС.

«Регулярно город обстреливают с середины июля. Это происходит каждый день, неважно — днем или ночью. Сейчас они регулярно обстреливают всю набережную. ЗАЭС находится от нас в 5–7 километрах – мы выходим в Никополе на дамбу и сразу видим электростанцию. Иногда они пытаются дострелять до микрорайонов, которые находятся аж за основной частью города, то есть за центром, за мостом. У нас есть мост за железнодорожной развилкой. И вот они стреляют в тот микрорайон, где вообще ничего нет. А вот как раз за этим районом находится Никопольский завод ферросплавов. И вот туда они пытаются попасть. Они стреляют по площади, по памятнику Советскому танку Т-34, который там стоит. Пытаться понять какую-то тактику или стратегию – невозможно. Они просто стреляют по городу, по всей береговой линии, где вообще ничего не находится, кроме частных секторов. Там куча людей живет, наверное, больше чем в многоэтажках», — делится Руслан.

До начала полномасштабного вторжения России в Украину в Никополе проживали 116 тысяч человек. Сейчас, по данным городской администрации, больше половины людей выехали. Тем, кто остался, приходится выживать в условиях дефицита продуктов и под постоянной угрозой обстрелов.

Мужчина собирает медную проволоку на рынке, уничтоженном во время обстрелов Никополя
Evgeniy Maloletka / AP / Scanpix / LETA

«Наш глава районной военной администрации призывал всех эвакуироваться с тех территорий. Сейчас в городе не думаю, что есть больше 30–40 тысяч людей. Из всех продуктовых, у нас их было много, порядка 10-ти, может 15-ти, работает три на весь город. А город достаточно большой. Из всех почт, которых тоже было много, работает всего, если не ошибаюсь, два отделения. Главное, куда привозят тяжелые посылки, и второе – тоже в центре города. Слава Богу, есть гуманитарная помощь. Выдают не только пенсионерам, а всем, потому что с едой проблема. И то это еда первой необходимости: хлеб, гречка, пшено и т. д., то есть какие-то основные продукты». 

От Никополя до захваченной Запорожской АЭС через Каховское водохранилище всего 12 км. С середины июля российские военные постоянно обстреливают город. Они активизировались из-за невозможности захватить город. В результате ночных бомбежек 4 сентября пострадали прибрежные районы. Пять жилых домов повреждены.

«Город разрушен сильно. Вся береговая линия простреливается на протяжении трех месяцев. В день повреждается около 50 частных домов. После ночных обстрелов – это мы не берем во внимание дневные обстрелы. Кроме частных секторов, их ракеты долетали до районов, где стоят пятиэтажки, девятиэтажки. Там тоже есть повреждения – прямые прилеты по домам. Они обстреливали заводы. Прилетело в три школы. Это – первая гимназия, девятая и третья школа. Они тоже повреждены. Если говорить про весь город, то нет ни одного района, ни одного микрорайона, который остался бы целым. Ни одного. И даже Дворец культуры у нас в городе пострадал от прилетов, а это большой такой дворец советских времен. Я бы сказал, что процентов 40–50 города повреждено, и обстрелы не прекращаются ни на день».

Чтобы уберечь себя от обстрелов, людям приходится ночевать в коридорах или подвалах. Однако с наступлением холодов и отсутствием отопления ситуация ухудшится, и если обстрелы не прекратятся, людям негде будет прятаться.

Самый короткий участок между берегами – от Никополя до Энергодара — пять километров. Помимо обстрелов, каждую ночь российские военные пытаются засылать ДРГ на подконтрольную Украине сторону, однако безуспешно.

«Обстрелы проводятся регулярно с территории атомной станции по Никополю. Кроме электростанции, они проводят обстрелы с территории села Водяное, если не ошибаюсь, оно тоже находится на противоположном берегу от Никополя, там расстояние приблизительно то же самое. Оттуда они обстреливают Никополь, Энергодар и Запорожскую АЭС. То есть они бьют из одной точки по трем позициям: сами по себе, чтобы показать, что якобы ВСУ бьют по ЗАЭС и типа Никополь сам. Территория АЭС настолько большая, что там находятся не только радиоактивные помещения, но и помещения, в которых находится персонал или техника. Кроме того, они прячут эту технику даже в главном здании, откуда она выезжает и заезжает обратно. То есть она выезжает, обстреливает Никополь и заезжает. Самое интересно, что когда происходят обстрелы АЭС со стороны Водяного, российские атомщики за полчаса до обстрелов уходят. То есть они знают, что будет обстрел. А украинские работники из Энергодара ничего не знают. Даже если они и догадываются, то все равно остаются работать. Потому что понимают, если они уйдут, то может произойти что-то непоправимое».

Тем не менее российская сторона продолжает заявлять, что обстрелы ведутся со стороны Украины. А жители Никополя ежедневно живут под звуки воздушной тревоги, вздрагивают от прилетов по их домам и прячутся в подвалах, после чего разбирают завалы и пытаются продолжать жить.