12 сентября на окраине Таганрога произошел мощный взрыв. После этого небо затянуло черным облаком. Звук распространился на весь регион – его слышали даже в нескольких микрорайонах Ростова-на-Дону и других городах области. Что произошло, местные власти так и не рассказали.
Местная пресса сообщила, что громкий взрыв – результат работы ПВО. Однако в таком случае не должно было быть пожара. В то же время с украинской стороны не подтверждают удары уже по российской территории, хотя советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк, как обычно, написал загадочное сообщение с намеком: «Украина официально уничтожает базы, склады и оккупантов только на всей временно оккупированной территории, включая Крым. Над всей Россией безоблачное небо. Но много «хлопков»… Но Украина официально уничтожает базы, склады и оккупантов только на всей временно оккупированной территории, включая Крым. Остальные — в компетенции «безоблачного неба над Таганрогом».
Стилистика сообщения повторяет официальную реакцию Киева на взрывы в аэропорту Новофедоровки под крымским городом Саки. Тогда долгое время украинская сторона также не подтверждала, что атаковала аэродром. А уже спустя месяц главнокомандующий ВСУ в своей статье признал, что это была ракетная атака. Об этом «Утро Февраля» рассказывало ранее.
Тогда такая осторожность в публичном признании атаки ограничивалась все еще некоторыми опасениями, какой будет реакция Москвы на ранее беспрецедентную атаку на Крым – идеологический флагман Кремля. Поскольку никакого серьезного ответа Киеву за эти смелые и успешные атаки не случилось, и даже в Вашингтоне признали, что больше не боятся Москвы, то украинская армия пошла дальше.
На самом деле ракетные и другие (даже авиационные) атаки по суверенной российской территории (а не только по оккупированным регионам) уже были. Однако это были жесты отчаяния, когда ВСУ использовали все методы, лишь бы сдержать российское наступление.
Теперь, когда инициатива на поле боя перешла уже к Киеву и обороняются именно ВС РФ, тактика требует переосмысления. Удары по военным объектам на российской территории имеют большое значение в военном аспекте. Так как оттуда происходят поставки техники, боеприпасов, а по мере продвижения ВСУ к государственной границе военная инфраструктура армии России также отступает – в том числе уже на свою территорию.
Беспрецедентность таких шагов заключается в политическом их содержании. Оружие для подобных атак у Украины есть еще с советских времен – это ракетный комплекс «Точка-У» с дальностью от 15 до 120 километров.
Среди других версий – беспилотник, который мог атаковать российский военный объект. Самый маловероятный вариант – американские ракеты ATACMS. Киев просит их уже довольно длительное время. Пока что никаких официальных подтверждений о передаче подобного рода вооружения Киеву не было, но не исключено, что поставки были секретными. Во всяком случае, Украина или США объяснят произошедшее, но тогда, когда это будет целесообразно с военной точки зрения.
Более того, это событие очерчивает новую тенденцию, ранее неочевидную и, казалось бы, невозможную. Боевые действия не могут происходить в строго определенных рамках. Маневры войск даже на тактическом уровне имеют определенную глубину в несколько десятков километров.
Когда российские войска прогнали из Черниговской и Сумской областей Украины, то ответные обстрелы и эскалация пришла в Брянскую и Курскую области. Это было неизбежно, так как войска вдоль границы все еще находились.
То же самое произойдет и в Белгородской, Воронежской и Ростовской областях, которые примыкают к украинским Харьковской, Донецкой и Луганской областям. Когда линия фронта переместится назад к признанной государственной границе, то и удары украинской артиллерии и ракет неизбежно будут наноситься по российским тылам – то есть на российскую территорию.