ghost
Остальное

Потолок цен на российскую нефть: как РФ будут лишать ее главного источника доходов?

Фото: John Ciccarelli, Bureau of Land Management
14 сентября, 2022

После нескольких раундов санкций и введения эмбарго на часть российских экспортных продуктов – на нефть, уголь и золото – Запад перешел к обсуждению нового ограничения для экономики государства-агрессора – введения потолка цен на энергоносители. Как это будет работать?

  • G7 и ЕС обсуждают введение потолка цен на российскую нефть
  • Введение потолка цен может оказаться малоэффективным, если к нему не присоединятся Индия и Китай
  • После вступления нефтяного эмбарго Евросоюза против РФ добыча этого ископаемого в стране может сократиться на 100 миллионов тонн в следующем году
  • Санкции Запада все еще имеют лазейки для поставок российской нефти в страны Европы и Соединенные Штаты под видом нефтепродуктов из третьих стран

Как страны Запада планируют ограничить цену на российскую нефть?

Незадолго после виртуального саммита министров финансов стран Большой семерки, на котором было согласовано установление предельной стоимости российской нефти, Казначейство США выпустило документ, где описан план реализации такого механизма.

Идея довольно проста – создать эдакий картель потребителей, который и будет отвечать за ценообразование на энергоноситель из РФ. Предполагается, что услуги по транспортировке нефтяного груза иностранные компании будут оказывать только в случае его продажи по предельной и ниже стоимости. Иначе нарушителей ждут санкции.

Однако воплотить такой механизм в жизнь крайне сложно. Во-первых, для работы картеля прежде всего важно единство всех участников рынка. Суммарно на страны G7 приходится около 30% объемов потребляемой нефти в мире. Свои потребности эти государства покрывают не только за счет импорта, но и за счет собственной добычи. Китай и Индия суммарно расходует 20% объемов потребляемой нефти в мире. То есть без их соблюдения потолка цен при покупке углеводорода ограничения могут оказаться малоэффективными. Во-вторых, российские экспортеры нефти и нефтепродуктов могут пойти на хитрость – компенсировать предельную стоимость нефти, определенную картелем, за счет завышенной цены на дополнительные услуги, например, перевод сопровождающей документации.

«Дело в том, что многие нефтеперевозчики, страховщики, нефтетрейдеры находятся вне юрисдикции стран G7 и ЕС. Как вы будете следить за их ценами контрактов? Есть и проблема с поставками по трубопроводу «Дружба» в Центральноевропейские страны, которые только на условиях их сохранения согласились на общеевропейское эмбарго. Значит, опять возникнет проблема принятия решения ЕС, которое в вопросах внешней политики принимается консенсусом. Что касается Китая и Индии, то им выгодна дешевая нефть. С Нью-Дели в теории еще как-то можно было бы поработать. Но у нынешней администрации США не лучшие отношения с властями Индии из-за продолжения военной помощи Пакистану. В теории, если бы США готовы были от таковой отказаться, можно было бы поискать компромисс. Но США не готовы. А значит, и Индия не будет готова», – говорит эксперт Института экономической политики имени Гайдара, экономист Сергей Жаворонков.

Пока ни в одном официальном документе не фигурирует конкретная предельная цена на российскую нефть, однако в кулуарах обсуждается потолок в диапазоне 40–60 долларов.

Стоимость барреля черного золота эталонной марки Brent на бирже составляет 93 доллара. Российский образец нефти торгуется со скидкой в 20 у.е. Очевидно, что активизация обсуждений введения потолка на энергоноситель из РФ в западных странах играют на руку Индии и Китаю, которые смогут попытаться выбить для себя еще больший дисконт на покупку ископаемого.

Другой вариант ограничения цены на российскую нефть – введение акциза, за счет которого можно было бы сформировать фонд поддержки Украины. Таким образом возможно решение сразу двух проблем – сокращение доходов России от продажи энергоносителей и получение средств на восстановление пострадавшей страны.

Уроки Ирана

Сегодня энергетический сектор – это главное подспорье российской экономики. В 2021 году вклад нефтегазового сектора в ВВП России составил почти 17,5%. За прошлый год РФ продала нефти более чем на 110 миллиардов долларов, а нефтепродуктов – на 70 миллиардов долларов. При этом в основном российский экспорт черного золота обеспечивают два мировых региона – Евросоюз и Китай.

Инфографика: «Утро Февраля»

Экспорт энергоносителей был самым главным источником бюджета на протяжении долгих лет и для Ирана. К примеру, в 2018–2019 годах до введения самых строгих ограничительных мер Штатами продажа сырой нефти и природного газа составлял около 18% ВВП страны.

Перед Исламской революцией 1978–1979 годов добыча черного золота в Иране превышала 6 миллионов баррелей в сутки, а к 2015 году она сократилась вдвое – до 3 миллионов баррелей в сутки. Временное снятие санкций позволило стране вновь нарастить производительность сырья – до 4 миллионов баррелей в сутки. После возобновления ограничительных мер к 2020-му она упала до 1,9 миллиона баррелей. Физические объемы экспорта иранской нефти в 2020 году были в 4,5 раза ниже в сравнении с 2017-м, когда санкции отменялись.

Что-то подобное после вступления в силу европейского эмбарго на российскую нефть с 5 декабря и на нефтепродукты – с 5 февраля может приключиться и с отечественной отраслью добычи полезных ископаемых.

«У России, если брать экспорт 2021 года, выпадет по сырой нефти порядка 85 миллионов тонн (ЕС, Швейцария, Япония, США, Великобритания, минус трубопровод «Дружба») из общего экспорта в 229 миллионов тонн. В деньгах это немного более 40 миллиардов долларов при общем экспорте в 491 миллиард долларов. По нефтепродуктам примерно сопоставимые параметры. Куда ее девать? Возникают логистические ограничения. Свободных мощностей экспорта в Китай и в порт Козьмино для Китая и Азии по ВСТО-1 и ВСТО-2 практически нет (максимальная оценка 300 тысяч баррелей в сутки при экспорте 7–8 млн б/с). Что касается портов Новороссийска, Усть-Луги и Приморска, то там вступают в силу другие ограничения. Эти порты специализируются на обслуживании европейского и ряда второстепенных рынков небольшими танкерами. В Азию везти ими нефть не вполне выгодно из-за высокого логистического плеча. А супертанкеры они не обслуживают. Думаю, что перенаправить удастся не более трети сырой нефти. По нефтепродуктам получше ситуация, так как они не зависят от нефтепроводов. В итоге, полагаю, добыча нефти и газового конденсата в 2023 году сократится где-то до 440 миллионов тонн с 524 миллионов тонн в 2021 году», – уточняет Сергей Жаворонков.

Информация об отгрузке нефти из российских портов уже свидетельствует о небольшом сокращении поставок энергоносителя в страны Азии, что может говорить о перенасыщении этого рынка.

Инфографика: «Утро Февраля»

Лазейки в санкциях

После вступления в силу нефтяного эмбарго против РФ российский углеводород может продолжать поступать в Европу в виде нефтепродуктов из третьих стран.

К примеру, Индия в сравнении с довоенным временем увеличила закупки сырья у России в несколько десятков раз. Баррель нефти из РФ Нью-Дели обходится на 20 долларов дешевле, чем эталонная марка Brent. Индия имеет ряд нефтеперерабатывающих заводов, которые уже сполна воспользовались такой скидкой. Более того, эти предприятия помогают РФ обходить экономические запреты Запада. Ранее мы уже рассказывали, как в порту Нью-Йорк был замечен индийский танкер компании Reliance, загруженный бензином, вероятно, произведенным из российской нефти. Нетрудно предположить, что это скорее правило, нежели исключение. Значительная часть российской сырой нефти реэкспортируется Индией в виде нефтепродуктов, в частности, в страны ЕС и США, где, между прочим, бан на импорт энергоносителя из РФ уже действует.

Европейские авиакомпании не спешат избавляться от российского топлива. Более того, они продолжают закупать его через Индию. Можно наблюдать продажу дизтоплива из РФ в сетях розничной торговли и АЗС в Англии.

Очевидно, что прикрыть такие лазейки можно только путем введения вторичных санкций. Пока же данные портала Russia Fossil Tracker свидетельствуют о том, что Россия с начала войны заработала на энергоносителях почти 172 миллиардов евро. Из них 90,5 миллиарда евро оплатил Европейский Союз.

Тем не менее нефтяное эмбарго ЕС против РФ, которое вступит в силу в конце этого – начале следующего года, сулит стране падение добычи ископаемого и физических объемов его экспорта. Как следствие, доходы от продажи энергоносителей просядут, однако зависимость от них только увеличится, поскольку кризисное сокращения под действием санкций сейчас испытывают и не нефтегазовые статьи бюджета.