ghost
Остальное

Медленная деградация экономики: что скрывается за официальной статистикой?

Фото: Дарья Антонова / REGNUM
16 сентября, 2022

Во втором квартале 2022 года экономика России сократилась на 4,1%. Главным образом падение ВВП обеспечили сокращение добычи полезных ископаемых, кризис в автопроме, а также сжатие оптовой и розничной торговли. Разбираемся, что происходит с разными отраслями российской экономики.

  • Производство легковых автомобилей в этом году сократилось на 68,1%, а спрос на них – на 64%
  • Добыча угля упала на 6,4%, а природного газа – на 24,5%
  • Рост демонстрирует производство лекарств и готовых металлических изделий

Автопром – в нокауте

В наибольшей степени санкционный удар отразился на автопроме. По данным Росстата, в июле  было собрано всего 19,4 тысячи легковушек, 9,7 тысячи грузовиков, 869 автобусов и выпущено 10,4 тысячи двигателей. Несмотря на то, что производство автомобилей растет второй месяц подряд, до цифр прошлого года ему еще очень далеко. Июльские показатели составили всего лишь 41,9% от прошлогодних.

После вторжения России в Украину западные концерны покинули отечественный рынок. Поставки многих комплектующих были остановлены. Сборка автомобилей усложнилась. Заводы стали отправлять своих работников в отпуск на время поиска новых поставщиков деталей.

Инфографика: «Утро Февраля»

Не лучшим образом выглядит и спрос на авторынке. В августе этого года было продано чуть более 41,5 тысячи новых машин. Такие подсчеты приводит аналитическое агентство «Автостат». Эта цифра на 64% ниже, чем показатель прошлого года.

Эксперты говорят, что из-за ухода западных концернов и падения потребительского спроса отечественный автопром не сможет отыграть свои позиции на рынке.

«В результате того, что крайне резко снизилась уверенность в завтрашнем дне, потребитель перестал потреблять товары долговременного спроса. Сюда же можно было бы подключить рынок недвижимости. Это два индикаторных рынка, которые по сути дела отвечают за уверенность в завтрашнем дне в зависимости от класса потребления. Если класс чуть выше, вы влезаете в ипотеку и покупаете квартиру, если класс потребления чуть ниже, вы покупаете автомобиль. Уход «Рено» и отсутствие уверенности в завтрашнем дне приводит к тому, что существование легкового автопрома становится бессмысленным», – говорит экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко.

Добыча полезных ископаемых пошла на спад

Падение легкового автопрома отражается и на других российских отраслях экономики, в частности на металлургии. А все из того, что детали для тех или иных машин производились в том числе и из отечественных материалов – стали, алюминия и т. д.

Однако главный удар все-таки нанесли санкции ЕС, введенные еще в марте. Они запретили импортировать странам объединения широкую номенклатуру стальной продукции из России. Из-за этого отечественные металлургические компании вынуждены были нарастить поставки в Китай и делать там большие скидки.

Добыча железных руд в июле сократилась на 9% в сравнении с аналогичным периодом. В денежном выражение производство упало еще сильнее – на 41,1%.

Инфографика: «Утро Февраля»

С начала войны от месяца к месяцу сокращается и добыча угля. В июле эта отрасль снизилась на 6,4% в сравнении с прошлым годом. Европейское эмбарго на российский уголь начало действовать с 1 августа. Такая мера была включена в пятый пакет санкций против РФ, утвержденный в апреле. На страны объединения в 2021 году пришлось 22,6% российского экспорта ископаемого.

Инфографика: «Утро Февраля»

После того как ЕС анонсировал запрет на поставку российского угля, Москва перенаправила экспортные потоки, в частности в Индию и Турцию. Однако там России приходится продавать уголь со скидкой до 50%.

«Переориентация на Юго-Восточную Азию есть, но она не будет в том большом объеме, который потреблял Евросоюз. Потому что все-таки у Китая есть собственные ресурсы, у Индии – тоже. Дальше будет происходить медленная, но не коллапсированная деградация этих отраслей, то есть снижение. Для того чтобы развивать все наши добывающие отрасли, конечно, нужен экспорт, который сейчас ограничен санкциями от 24 числа», – прогнозирует Дмитрий Потапенко.

Росстат фиксирует также снижение добычи природного газа. Производство углеводорода в июле сократилось на 24,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Более того, падение добычи природного газа фиксирует от месяца к месяцу в этом году. Такая тенденция – это следствие газового шантажа.

Инфографика: «Утро Февраля»

Нефтяная промышленность в целом демонстрирует стабильность, однако все может измениться с началом действия европейского эмбарго на поставки черного золота из РФ. Под давлением санкций в следующем году его добыча может сократиться почти на сто миллионов тонн.

«Сокращение поставок газа в Европу началось в августе прошлого года. В июле экспорт газа по трубопроводам в Европу упал на 70%, что привело к падению добычи газа на 24,5% по сравнению с прошлым годом. Если страны G7 смогут создать работающий механизм, ограничивающий цены на российскую нефть, и Путин выполнит свое обещание по прекращению экспорта, то это может стать настоящей катастрофой для российской нефтяной промышленности. Дело в том, что Россия не имеет существенных объемов нефтяных хранилищ, и для остановки экспорта нужно будет останавливать добычу нефти. Остановка нефтяных скважин означает ее консервацию, что, с одной стороны, намного дороже, чем перекрытие газовых скважин, и, с другой стороны, законсервированную нефтяную скважину нельзя перезапустить, необходимо бурить новую. Кроме того, введение «потолка цен» запланировано на начало декабря, когда в Сибири будут стоять сильные морозы, что сделает выполнение работ по консервации скважин намного более дорогим и сложным», пишет экономист Сергей Алексашенко в своем блоге.

Россия втихую считает убытки финансового рынка

Согласно внутреннему документу Минфина, который оказался в распоряжении Bloomberg, финансовый сектор России понес сотни миллиардов долларов «прямых убытков» от масштабных экономических мер, введенных странами Запада.

80% активов банковского сектора попали под санкции, с десяток российских кредитных организаций были отключены от системы SWIFT, помимо этого, финансовые структуры из РФ потеряли доступ к ключевому оборудованию и программному обеспечению.

В результате: капитализация российской фондовой площадки упала на 40%, а банковской системы – на 10%, 300 миллиардов долларов резервов Центробанка, 4,6 триллиона еврооблигаций, 563 миллиарда рублей в рознице, и депозитарные активы оказались заморожены.

Такие инструменты финансового рынка, как деривативы, хеджирование, еврооблигации и первичное публичное размещение акций, практически исчезли.

Производство лекарств и готовой металлической продукции вышло в «плюс»

Тогда как большинство отраслей демонстрируют падения или топчутся от месяца к месяцу на одном и том же месте, производство лекарств и медпрепаратов демонстрирует рост на 17,5%, а изготовление готовой металлической продукции – почти 30%.

«На прирост лекарственной отрасли повлиял уход фармкомпаний. Многие субстанции необходимо производить здесь и сейчас. Это – первая часть. Безусловно, «положительным» моментом тут является в том числе и «СВО», потому что лекарств нужно производить больше, а также COVID.

С готовыми металлическими изделиями – такая же ситуация. Строительство не может быть остановлено одномоментно, это длительный процесс, проекты ведутся, они будут все сделаны. Поэтому в этих отраслях будет наблюдаться рост», – объясняет Дмитрий Потапенко.

Другая вероятная причина роста категории «готовые металлические изделия» почти на треть – тот факт, что эта статистическая линия, помимо таких предметов, как станки, канаты, проволоки, может также включать изготовление оружия, бомб и различных типов боеприпасов, что также идет в расход во время войны.

Эксперты также полагают, что более стойкой отраслью в этот кризис окажется сельское хозяйство, поскольку продовольственный спрос россиян в условиях ухода ряда иностранных компаний придется удовлетворять отечественным предприятиям.

Наиболее же экономисты обеспокоены судьбой промышленного производство, поскольку в условиях санкций остро встал вопрос дефицита оборудования, в первую очередь для металлообработки и нефтегазовой отрасли.

Пассивы без активов

Экономист Максим Миронов рассказал о том, почему искажение статистики Росстатом вредно для экономики:

Представьте, у вас на счете лежит миллион рублей. Вы – довольно состоятельный человек по российским меркам. Вы держите эти деньги на черный день. Приходит черный день, вы тратите 100 000 – остается 900 000. Потом тратите еще 100 000. На счете остается 800 000. Потом вы хотите потратить еще 100 000, а банк говорит, что денег на счете больше нет. Все эти годы он рисовал отчетность. Для вас это означает очень серьезные проблемы. Если бы вы знали реальное положение дел, вы бы, возможно, больше откладывали, более экономно распоряжались сбережениями. А так вы в самый тяжелый момент своей жизни остались ни с чем.

Аналогичная ситуация с Росстатом. Он говорит, что реальные доходы населения упали всего на 0,8% за год. Это означает, что банки могут не пересматривать существенно качество своих портфелей потребительских и ипотечных кредитов – Росстат же говорит, что в экономике все хорошо, значит, банкам граждане все кредиты вернут. То же самое с другими заемщиками.

Сегодня ритейлеры попросили продлить мораторий на банкротства. Что это означает? Что по факту они уже банкроты. Однако статистика продолжает считать их здоровыми предприятиями. Их долги продолжают висеть на балансах банков. То есть реально эти долги уже пора списывать и фиксировать убытки, но в отчетности они продолжают фигурировать как активы. Глубокий кризис уже наметился во многих отраслях. Итого, искажение цифр Росстатом, мораторий на банкротства и прочие ухищрения ведут к построению в России зомби-экономики. Когда на цифрах вроде все терпимо, а на деле внутри пустышка. Как только случится какой-нибудь шок, например, граждане захотят снять свои сбережения. Или какое-нибудь крупное предприятие перестанет платить зарплаты (невозможно бесконечно их платить, если реальной выручки нет), то вся система сложится, как карточный домик.

Вспомните, как «пропали» сбережения населения в Сбербанке в 1991 году. На самом деле они пропали раньше. Их там уже давно не было. Была одна рисовка – пассивы без соответствующих активов. Но довольно долго эта система держалась. Граждане реально верили, что у них есть накопления на сберкнижках, а на самом деле это были просто цифры.