Парламент Казахстана принял решение о возвращении названия столице страны – отныне она будет называться Астана.
Название город менял несколько раз – Акмолинск, Целиноград, Акмола. В 1998 году после переноса столицы президент Нурсултан Назарбаев принял решение о переименовании: название Астана означает просто «Столица». Получилось «Столица Столичная».
Тем не менее стареющего Назарбаева название не удовлетворило, и в 2019 году после назарбаевского транзита власти город стал называться Нур-Султан. С одной стороны, в честь Назарбаева. С другой же – название можно перевести как «Свет власти».
Свет власти согревал Назарбаева не очень долго – до январских событий нынешнего года, когда президент Касым-Жомарт Токаев провел свой «транзит», отстранив клан Назарбаева от управления страной.
Теперь настало время убирать символы. Как и при переименовании в Нур-Султан, жители не должны испытать серьезных неудобств: документы с прежним названием будут считаться действительными. При этом большинство населения поддержало идею возвращения названия Астана.
Но тут важна именно ликвидация символики. В свое время Борис Ельцин этого не сделал – осталось все: в «демократической» России день бегства с фронта тов. Дыбенко по-прежнему отмечался как День Вооруженных сил, мавзолей и почти все памятники Ленину остались на месте. А при Путине возвратили и гимн после небольшой переделки.
Между тем символика имеет очень важное психологическое значение для людей. И вот в Казахстане это понимают очень хорошо.
Переименования топонимов в честь диктаторов с их последующим перепереименованием – явление распространенное. К примеру, название Ленинград было ликвидировано по итогам референдума в 1991 году, а Сталинград стал Волгоградом после разоблачения культа личности.
Случалось подобное и в «третьем мире» – например, возвращение столице Доминиканской Республики имени Санто-Доминго вместо Сьюдад-Трухильо. Появилось мнение о том, что якобы только Назарбаев застал при жизни ликвидацию названия в свою честь. Это не вполне так: диктатор Мобуту тоже дожил до времени переименований (правда, вскоре умер – возможно, от огорчения). Но к тому времени он был изгнанником, свергнутым в ходе гражданской войны в Демократической Республике Конго (Заире).
Но Назарбаев официально – уважаемый в Казахстане первый президент. Вот только от рычагов власти он полностью отстранен.
Не менее важно, чем смена символики, решение парламента Казахстана о президентских сроках. Теперь срок увеличен – до семи лет. Зато сами сроки «обнулены»: избраться на высшую государственную должность можно только один раз.
Ранее с таким предложением выступил президент Токаев.
Так что решения парламента Казахстана стали несомненным символом. Символом разрыва с автократией. Пока еще неполного, пока рано записывать Казахстан в ряды демократических государств. Но решительные шаги к этому предпринимаются.