Полномасштабное вторжение России в Украину длится 216 дней, хотя агрессия началась еще в 2014 году и продолжалась в виде гибридных атак и замороженного военного конфликта восемь лет. Поэтому когда российское военно-политическое руководство пытается напугать Киев объявлением войны, в Украине и мире воспринимают это по меньшей мере с удивлением.
В Кремле тем временем занимаются схоластическими спорами, якобы нынешнюю «спецоперацию» нельзя назвать войной, так как она не объявлялась официально. Десятки тысяч погибших, видимо, не являются достаточным аргументом. А слова Путина, которые он был вынужден повторить дважды: «Мы еще ничего не начинали», – теперь пытаются воплотить в реальность. Сейчас правящий режим решил показать, что действительно «начнут».
Войну войной не называют только в официальном информационном пространстве, хотя общество, и даже милитаристски настроенная его часть, признает очевидный факт агрессии.
Официальный статус, который может объявить Москва, все же повлечет за собой некие изменения. Они будут касаться не только формального, но и правового положения в стране, изменения внутрироссийского общественного дискурса и эскалации боевых действий. Последнее будет продиктовано уже не юридическим статусом, а подкреплением из мобилизованных.
Решение об объявлении войны российское правительство будет принимать, преподнося его общественности как вынужденное, якобы это – защита, а не агрессия. После проведенных псевдореферендумов, по результатам которых будут аннексированы Москвой украинские территории, и несмотря на тотальное всемирное непризнание этих процессов, в Кремле заявят, что со дня N (предположительно, 1 октября) территории украинских Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей станут «частью РФ».
Учитывая, что ни одна из этих областей на 100 процентов не контролируется российскими войсками, более того, повсеместно продолжаются активные боевые действия и контрнаступление ВСУ, Кремль заявит об «украинской агрессии». Этот абсурд нужен для самооправдания и объяснений лояльному электорату ухудшения ситуации в стране – начиная от санкций и заканчивая мобилизацией.
Кремль, ранее вынужденный ограничивать кадровые аппетиты армии, теперь развязывает себе руки. Если «российские» территории (оккупированные украинские области) находятся под угрозой, то их нужно «защищать».
Такой пропагандистский нарратив уже пытаются внедрить в массовое сознание, об этом стало известно из попавшей в руки журналистов «Медузы» методички АП. Там речь идет о том, что войну нужно преподнести как «оборонительную»:
«В документе говорится, что Россия побеждала в войнах «только всем миром» – и только когда ее жители считали, что идет «война народная». Поэтому, делают вывод составители методички, сейчас до россиян следует донести один главный тезис: «Народ России должен сплотиться перед угрозой НАТО». По утверждению Кремля, альянс намерен «расчленить и разграбить» Россию».
Последствия аннексии подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Безусловно. В отношении этих территорий сразу начнет действовать Конституция РФ. И все предельно четко на этот счет».
Конституция России, как и любого другого государства в мире, конечно, предусматривает защиту своих границ и земель, но в Кремле предпочитают игнорировать обстоятельства, которые к этому привели. Не говоря уже о нелегитимности так называемого голосования.
Бывший главарь террористических группировок Игорь Стрелков также считает, что Россия объявит войну Украине: «После 27 сентября Россией будет выдвинут ультиматум Киеву. Звучать этот ультиматум будет так: «Либо Киев выводит армию за пределы границ ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, либо Россия будет вынуждена объявить войну Украине».
Он поясняет, что это решение не менее важное даже для внутренней российской политики, так как назад дороги уже не будет. Заявлять о «жестах доброй воли», проиграв очередную битву, уже не получится, ведь сам Кремль проявил инициативу в оккупации этих регионов. Никакие новые мирные договоренности вроде «Минска-3» или «Стамбула-2» также станут невозможными.
Косвенно это подтверждает и активизация дипломатических усилий турецкого президента Эрдогана и французского президента Макрона. Они пытаются в последний раз образумить Путина остановиться перед точкой невозврата. Глава украинского государства Владимир Зеленский также сказал о финале переговорного процесса: «Российское правительство может официально заявить, что «референдум» завершен, и объявить результаты. Это сделает невозможным продолжение каких-либо дипломатических переговоров с президентом Российской Федерации, и он это прекрасно знает. Я говорил об этом публично. Я думаю, что это очень опасный сигнал от президента Путина, который говорит нам о том, что Путин не собирается заканчивать эту войну».
Для мирового сообщества, а тем более Украины – все эти действия не более чем фарс, в прямом смысле переворачивание реальности с ног на голову. Однако для все более разочарованного электората власти нужно придумать новые аргументы, почему война длится так долго, почему Россия проигрывает в ней и почему армии нужны сотни тысяч новых солдат и офицеров.
Объявление войны, согласно российской военной доктрине, позволяет использовать ядерное оружие – ведь теперь Кремль будет говорить якобы о «защите своих территорий». Однако на такой крайний шаг Россия пока что не решилась, убеждают западные разведки. Там не видят даже процесса подготовки к подобному действию.
Совсем другая ситуация с мобилизацией. Этот шаг, безусловно, приведет к эскалации. Как минимум 300 тысяч человек, если не больше, уже в ближайшем будущем действительно укрепят российскую армию после череды поражений на всех украинских фронтах. Пополнение сможет сдержать успешное освобождение ВСУ. Хотя Киев, в свою очередь, также имеет огромный мобилизационный резерв, поэтому о переломе в войне говорить не приходится.
Официальное объявление войны позволит еще больше ужесточить контроль над гражданами в самой России, в случае протестов – ввести комендантский час. Свободное передвижение однозначно ограничат во всех приграничных областях с Украиной – Белгородской, Курской, Воронежской и Ростовской, а также в ранее оккупированном Крыму.
Менее радикально настроенные эксперты предполагают, что лайт-версия военного положения – режим контртеррористической операции по аналогии с названием Второй чеченской войны.
Это позволит не провоцировать и без того напряженное общество, при этом выполняя необходимые военные задачи. Кроме этого, режим КТО даже с пропагандистской точки зрения звучит не так устрашающе, как война.
Если война все же будет объявлена официально, то теперь она по-настоящему начнется для миллионов россиян, которые ранее следили за происходящим в Украине часто с позиции наблюдателя или условного болельщика. После мобилизации война придет в каждый российский дом, что, в свою очередь, сделает еще один перелом в войне. Но в этот раз не только на фронте, а и в мировоззрении оставшихся сторонников правящего режима.