Владимир Путин собирается в Казахстан на фоне продолжающейся «частичной» мобилизации в России. Российский диктатор 13 октября может посетить Астану и встретиться с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к МИДу и АП. Вероятно, Путин отправится в Казахстан вместе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, об этом сообщили близкие к АП собеседники.
Предположительно, Путин пообщается с Токаевым 13–14 октября, однако пока официальные источники в РФ не сообщают, какие именно темы будут обсуждаться. Близкий к МИДу источник говорит, что визит только прорабатывается.
Как рассказал «Утру Февраля» политолог Игорь Рейтерович, встреча Путина и Токаева состоится 13–14 октября, поскольку на это время запланировано совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а после него – совет глав государств СНГ.
«С одной стороны, этот визит – чисто формальный и протокольный. Таким образом Путин попытается напомнить «партнерам» в регионе о роли России и ее значении для всех процессов, происходящих в Азии. С другой – визит может стать последней попыткой Путина сохранить Казахстан в сфере российского влияния. Поэтому про Украину и войну говорить, конечно, будут. Токаев – обязательно (и про необходимость закончить войну, и про территориальную целостность Украины), Путин – по ситуации (многое будет зависеть от дальнейших событий после проведения псевдореферендумов на временно оккупированных территориях Украины)», – отметил Игорь Рейтерович.
По его словам, уже сейчас с уверенностью можно говорить, что у Путина в плане сохранения российского влияния ничего не получится.
Казахстан и Токаев, по мнению политолога, чувствуют себя уверенно, учитывая как поддержку со стороны Китая, так и провал России в Украине, который только усугубляется. Поэтому будет много общих заявлений с обеих сторон, но мало конкретики. А Путину в очередной раз напомнят, что отношение к России изменилось – и не в лучшую сторону.
А вот журналист-международник Анна Розэ считает, что встреча назначена прежде всего явно с целью обсудить массовое бегство россиян от мобилизации через местами плохо укрепленные границы Казахстана.
«Кроме того, Токаев явно показал, что не согласен с империалистическими амбициями и целями России. Ранее он подчеркнул, что не будет противостоять западным санкциям, а также признавать «референдумы» и аннексию территорий Украины. Видимо, Путин собирается обсуждать это, а также роль Казахстана в ШОС. Эта бывшая республика СССР явно показывает центробежное стремление в сторону Азиатских стран, прежде всего Китая. Токаев, тем не менее, остается авторитарным лидером, для Казахстана изменится только направленность его внешнеполитического вектора. Тем не менее позиции Токаева укрепляются во всех режимных структурах, так как и они чувствуют ослабление России на мировой арене и понимают, что Казахстан за счет этого может получить больше внимания и дивидендов Запада, а также увеличить свой вес на мировой арене. Токаев и Казахстан явно выбрали будущее с Западом, вместо того чтобы делать ставку на путинскую Россию, тем самым подвергая свою страну явной опасности отдаления от остального мира», – рассказала Анна Розэ.
По ее словам, для западного мира Россия уже стала страной-изгоем, а Казахстан опасается этой участи и надеется занять место важного торгового и политического партнера Запада в Азии.
По мнению Анны Розэ, для Украины позиция Токаева сыграет положительную роль. Все, что ослабляет Путина и его вес на мировой сцене, играет на руку Украине. Еще одна страна поддерживает санкции против России – хорошо. Еще одна страна не признает противоправные «референдумы» – прекрасно. Геополитически солидарность Казахстана – это большое приобретение для Украины.
Что же касается цели визита Путина, то он загнан в угол и собирается загладить конфликт с самой большой страной постсоветского пространства, однако у него не много козырей.
«Теперь он будет выступать лишь с позиции просителя. Ему нечего серьезно предложить Казахстану, который опасается за свою независимость и суверенность своих территорий», – считает Анна Розэ.
Также, по ее словам, будут обсуждать возможность закрытия границы для беженцев от мобилизации.
Как полагает Анна Розэ, Путин попытается уломать Токаева не поддерживать санкции и признать «референдумы». Однако Токаев думает прежде всего о безопасности и суверенности своей страны и вряд ли готов к уступкам. Он будет говорить с позиции силы и смотреть только на преимущества Казахстана.
А как рассказал «Утру Февраля» политолог Замир Каражанов, Путин хочет показать, что в России есть хоть немного союзников в регионе, и что Центральная Азия остается в орбите внешней политики России. Также, по словам политолога, Путин попытается нарастить сотрудничество со странами Центральной Азии и в том числе с Казахстаном.
«Путин хочет, чтобы Казахстан отказался от своей многовекторной политики и взял сторону России как союзника. В принципе это носит неприятный характер для Казахстана. Но самое важное, что Казахстан не собирается менять свою многовекторную политику и таким образом хочет избежать санкционных рисков, с которыми может столкнуться. Ведь Казахстан это регион, где трудно выбирать конкретную сторону», – сказал Замир Каражанов.
В последний раз Путин и Токаев встречались 19 августа в Сочи. Тогда президент Казахстана сообщил, что рассчитывает на личное участие Путина в мероприятии СНГ, которое пройдет 13−14 октября в Астане. Там запланировано совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а затем совет глав государств СНГ.
Ранее Токаев говорил, что Астана в ближайшее время проведет переговоры с РФ в связи с ростом числа прибывающих россиян. По его словам, Казахстан готов обеспечить безопасность мигрантам. Токаев отметил, что россиянам окажут помощь, но они не получат никаких преференций.
После этого глава МВД Казахстана Марат Ахметжанов проинформировал, что местные власти будут выдавать властям России уклонистов от частичной мобилизации при определенных условиях. Это произойдет, если гражданин объявлен в международный розыск и в России против него возбуждено дело. При этом инкриминируемое ему деяние в Казахстане также должно считаться преступлением.