Бессмысленно сейчас всерьез пытаться анализировать месседжи в речи Путина на подписании «соглашений» об аннексии украинских оккупированных территорий. Каковы «соглашения», такова и речь.
Но вот некоторое представление о персонаже она дает. Даже в том случае, если мы предположим, что речь написана спичрайтерами, какие-то тезисы Путин должен был продиктовать сам – задать, так сказать, направление.
И из всего того, что он наговорил, можно выделить несколько таких направлений:
Очень болит у Путина 1991 год, распад СССР и Беловежская пуща:
«…Последние руководители Советского Союза, вопреки прямому волеизъявлению большинства людей на референдуме 1991 года, развалили нашу великую страну, поставили народы просто перед фактом».
Но вообразим себе, что СССР не развалился (хотя исторически эта конструкция была обречена). Но вот предположим, что он дожил до 2022 года. Что сейчас делал бы Владимир Путин?
Вероятнее всего, он был бы на пенсии. И подрабатывал бы на хлебной должности швейцара – не в самой лучшей гостинице, за самые лучшие бились бы генералы из его ведомства.
И это, вероятно, было бы потолком его достижений.
Так что все сказанное – его личная черная неблагодарность «развалившим». Ну, разумеется, тут включаются и подтасовки истории: Путин «забыл», что между референдумом о сохранении СССР и Беловежской пущей было и еще некое событие. Путч ГКЧП, сорвавший подписание союзного договора. И если уж кого-то и винить Путину, то именно ГКЧПистов, включая своего бывшего босса Крючкова.
За что Путин обижается на Запад? Примерно за все:
«Запад все это время искал и продолжает искать новый шанс ударить по нам, ослабить и развалить Россию, о чем всегда мечтали, раздробить наше государство, стравить между собой народы, обречь их на нищету и вымирание. Им просто не дает покоя, что в мире есть такая великая, огромная страна с ее территорией, природными богатствами, ресурсами, с народом, который не умеет и никогда не будет жить по чужой указке».
Очень интересно, конечно. Видимо, удар по «нам» – это принятие России в G8, это сотрудничество во множестве научно-технических областей, это МКС, это гуманитарка, когда дела в России шли из рук вот плохо. Это, давайте скажем прямо, слишком толерантная позиция минимум части «коллективного Запада» во время агрессии против Грузии в 2008-м.
Видимо, все это и надо считать «ударами по нам»?
Путина мучает западный неоколониализм. Вот это, кстати, что-то новенькое в его речах. Возможно, это связано с тем, что война, развязанная им против Украины, носит однозначно колониальный характер. Говорит он о Западе, а на самом деле – о себе:
«Правящие верхушки одних государств добровольно соглашаются это сделать, добровольно соглашаются стать вассалами [Запада]; других подкупают, запугивают. А если не получается – разрушают целые государства, оставляя после себя гуманитарные катастрофы, бедствия, руины, миллионы загубленных, искореженных человеческих судеб, террористические анклавы, зоны социального бедствия, протектораты, колонии и полуколонии».
Ведь все верно сказал! И насчет правящих верхушек вроде лукашенковской. И насчет бедствий, руин, загубленных людей и террористических анклавов в Украине.
Ну а противопоставляется «коллективному Западу», конечно же, «мы-мы-мы – мы самые-самые!..» Вот тут ничего нового он не придумал:
«Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация, и по таким подтасованным, фальшивым правилам жить не будет.
…Мы гордимся тем, что в XX веке именно наша страна возглавила антиколониальное движение, которое открыло многим народам мира возможности для развития, для того, чтобы сокращать бедность и неравенство, побеждать голод и болезни».
Не очень понятно, что это за «мы» – если имеется в виду гособразование «СССР», то его нет. А, в принципе, мог бы и примеры привести. Как при помощи СССР ангольские «антиколониалисты» вырезали целые деревни несогласных. Как при помощи все того же СССР «антиколониалист» Менгисту в Эфиопии процветал – он-то процветал, а вот население вымирало от голода. Как Хрущев валил по воздушному мосту помощь от СССР восставшим «марксистским» племенам в Конго: те друзья СССР были очень суеверны, стреляли из автоматов, зажмурившись…
Много есть таких прекрасных примеров.
Но он их, конечно, «забыл». Как и положено настоящим джингоистам.
Зато не забыл другое: даже Смутное время использовал как доказательство «многовековой русофобии». Жаль, что до времен царя Гороха не дошел. Хотя печенеги и половцы однажды уже были им помянуты.
Внезапно Путин раскритиковал союзников СССР по Второй мировой. Оказывается, и бомбардировки немецких городов, и удары по Хиросиме и Нагасаки были лишь для того, чтобы «запугать и нашу страну, и весь мир».
Послушаешь этот отрывок из речи, да и подумаешь – а может, сейчас назовет тех, кого американцы бомбили, дорогими союзниками? Ведь буквально по краю ходит… даже про антиисторические статьи УК почти что позабыл.
«США… до сих пор фактически оккупируют Германию, Японию, Республику Корея, да и другие страны и при этом цинично называют их равноправными союзниками. Послушайте, интересно, что это за союзничество такое?»
Вот это уже, конечно, за гранью. Может быть, Путин решился пересмотреть итоги Второй мировой? Или это – попытка месседжа кому-то из «путинферштееров» в этих странах?
Заодно последовало обвинение в диверсии на «Северных потоках». Следствие еще только начинается, но у Путина уже готов ответ:
«Но англосаксам уже мало санкций, они перешли к диверсиям – невероятно, но факт, – организовав взрывы на международных газовых магистралях «Северного потока», которые проходят по дну Балтийского моря, фактически приступили к уничтожению общеевропейской энергетической инфраструктуры. Всем же очевидно, кому это выгодно. Кому выгодно, тот и сделал, конечно».
Но если уж защищать русскую культуру, как того хочет Путин, то надо начать с русской народной мудрости. Например, «на воре и шапка горит». Или – «громче всех «держи вора!» кричит вор».
Мудра русская народная мудрость!
Ну, и фобии. И, судя по всему, главная из них – гомофобия. Весьма постыдное и непочетное качество. Зато активно используемое прокремлевским пиаром.
«Я сейчас хочу вернуться к тому, что сказал, хочу обратиться и ко всем гражданам страны – не только к тем коллегам, которые в зале находятся, – ко всем гражданам России: разве мы хотим, чтобы у нас, здесь, в нашей стране, в России, вместо мамы и папы был «родитель номер один», «номер два», «номер три» – совсем спятили уже там? Разве мы хотим, чтобы в наших школах с начальных классов детям навязывали извращения, которые ведут к деградации и вымиранию? Чтобы им вдалбливали, что кроме женщин и мужчин якобы существуют еще некие гендеры, и предлагали сделать операцию по смене пола? Разве мы всего этого хотим для своей страны и своих детей? Для нас все это неприемлемо, у нас другое, свое будущее».
Пишут, что в ходе трансляции речи в этот момент камера зафиксировала Вячеслава Володина. Видимо, не случайно – это не первый случай троллинга спикера нижней палаты. Возможно, такой троллинг санкционирован свыше – там, у кремлевцев, может быть своя атмосфера. Возможно, такая же, как у Сталина при распитии спиртного со «стаей товарищей». А возможно, и похуже. Мораль много говорящих о морали чаще всего бывает ниже плинтуса.
Но сам факт очередного обращения к гомофобным темам едва ли сейчас вызовет большой энтузиазм в народе. Идет мобилизация, как бы многим детям не остаться без родителя – уж не знаю, какой там номер. И может подумать глубинный народ: а, возможно, не так страшен «гей парад» – демонстрация вполне обычных людей под необычными знаменами; пусть себе ходят, лишь бы нас не убивали неведомо за что!
Есть у Путина склонность к цитированию. На сей раз он не ограничился упоминанием Библии, хотя прозвучало и это:
«В Нагорной проповеди Иисус Христос, обличая лжепророков, говорит: по плодам их узнаете их. И эти ядовитые плоды уже очевидны людям – не только в нашей стране, во всех странах, в том числе для многих людей и на самом Западе».
И опять же, правду сказал! Плоды вполне видны: разрушенный Мариуполь, миллионы беженцев, Буча. И это действительно очевидно уже всем, имеющим глаза!
Но цитировал Путин и философа Ивана Ильина, сто лет назад высланного на «философском пароходе»:
«Если я считаю моей Родиной Россию, то это значит, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа. Его дух – мой дух; его судьба – моя судьба; его страдания – мое горе; его расцвет – моя радость».
И опять же, по краю ходит Владимир Владимирович. Ведь кто такой Иван Ильин? Это человек, который в 1933 году поддержал приход нацистов к власти в Германии. Это человек, заявлявший в мае 1933-го:
«… Я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев… То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию – европейской культуре дается отсрочка…»
Вот его и цитирует Путин.
Впрочем, у Путина в голове уже не переворот, а целая революция:
«Мир вступил в период революционных трансформаций, они носят фундаментальный характер. Формируются новые центры развития, они представляют большинство – большинство! – мирового сообщества и готовы не только заявлять о своих интересах, но и защищать их, и в многополярности видят возможность укрепить свой суверенитет, а значит, обрести истинную свободу, историческую перспективу, свое право на самостоятельное, творческое, самобытное развитие, на гармоничный процесс».
Но революция в голове – это довольно печальный диагноз. В целом же, это как раз контрреволюционная речь. Ведь недаром Путина называют «старым», хотя для западного политика 70 лет – не возраст. Но он пытается защищать старое и отмершее старыми же и отмершими методами – вот и результат. Что в речи, написанной в той параллельной реальности, в которой он существует, что в жизни.