«Духовно-нравственные ценности» и «духовно-нравственное воспитание» – гармонизировать и унифицировать эти понятия требуют утвержденные Путиным поручения правительству РФ. А также – «сформировать единую воспитательную среду и вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность».
А для того производить «цифровой контент и мультимедийные продукты», направленные на «патриотическое и духовно-нравственное» воспитание, ценой 3900 млн. рублей в год. Поддерживать Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи, – «формировать его материально-техническую базу». Ввести «в профессиональных образовательных организациях должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями».
Также велено обеспечить «государственное финансирование производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества».
Так сказано на сайте «Президент России». Похоже, мрачным призывам певца войны Прилепина вняли те, к кому он жалобно взывал.
«В России – чужое кино. – Пишет он. – Предлагаю наше кино отменить целиком и выстроить новое русское национальное кино». А примером взять фильм «Солнцепек» – по мнению Дмитрия Быкова «чудовищную подделку», «тотальную фальшь и ложь». А для Прилепина – «фильм актуальный как никогда». Ведь «не прошло и года с премьеры, как началась СВО».
Кремль готов платить за «национальное кино». И уже ясно, какое оно. Вспомним немецкие фильмы вроде «Юный гитлеровец Квекс» – о жизни и «смерти за идею» члена «Гитлерюгенда»; «Мой сын» (КНДР); море советских – от «Партийного билета» до «Павлика Морозова». А от общественно-государственного движения детей и молодежи тянет «юными ленинцами», пионерами КНР, малолетними зомби «Сендеро Луминосо» и им подобными.
Вообще, от планов Кремля часто пахнет кашей из идей «ультра» всех мастей. Тут и Мао и его «молодежь-чистый лист». И Гитлер с «мальчиками, что после Гитлерюгенда – совершенные национал-социалисты», а – нет, так их шлифуют «Трудовой фронт» и вермахт. И Троцкий, с тезисом о том, что общество «делается из пластических материалов».
Тоталитарные и персоналистские режимы не раз пытались влиять на детей, школу и иные сообщества молодых людей. И на их родителей. Кремль – туда же. Явно специалисты по управлению поведением и выбором россиян видят в их детях эластичность. Из них можно лепить «путинское поколение» – стройматериал общества легкого в употреблении – кошмара авторов антиутопий и мечты магов контроля и манипуляций.
Но рано – считают иные социологи – Мария Сенговая, Григорий Юдин и ряд их коллег – искать в РФ тоталитаризм. Ведь его важная черта – включение в систему как можно большего числа граждан. А Кремль напротив – их разобщает, пестуя апатию. Речи Путина о консолидации – слова. А дела власти – политические и управленческие – ведут к обратному.
А кроме того, режим лишен идей, а держится на инерции борьбы за власть Путина и его группы путем войны и пропаганды. Но идеологии не создал. А какой без нее тоталитаризм?
Но разве унификация понятий «духовно-нравственные ценности» и «духовно-нравственное воспитание» и «формирование единой воспитательной среды и вовлечение в общественно-полезную деятельность» – не шаги к созданию идеологии? Выйдет или нет – другой вопрос.
Кроме того, американский историк Стив Лаккерт считает, что гитлеровская пропаганда не стремилась объединять людей, вовлекая их в массовое участие в жизни тоталитарного государства, а «культивировала равнодушие и индивидуализм». Это – во-первых. А, во-вторых, если Леккарт и неправ, то утверждение Путиным указанных поручений может значить, что Кремль переходит от внедрения апатии, к цементированию россиян.
Сплотить их, по замыслу манипуляторов их выбором и поведением, могут «духовно-нравственные ценности». Особливо – традиционным и семейным. Они и есть основа идеологии. А что ж еще? Расписать их по трафарету в минувшие годы пытались не раз.
В 2020-м в «Российской газете» их назвал Патрушев: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм» и т.п.
Упоминал их и Путин. А летом 2022-го в День государственного флага даже назвал их: «правда и справедливость, солидарность и милосердие, уважение к истории России».
Но вечно чего-то не хватало. И решили составить реестр. В Минкульте управились к январю 2022-го. Но не покатило – список раздолбали мастера культуры. За десять дней до войны его отозвали. А там… Ну о какой защите жизни, прав и свобод, о каких морали, милосердии и гуманизме может идти речь после Бучи и ракетных ударов?
Тут – не до ценностей. Тут – слово пропаганде. И ключевой ее посыл описал тот же Стив Лаккерт: «Гитлер знал: немцы поддержат войну, если речь пойдет о защите их семьи. <…> Нацисты им объясняли: не нужно лично убивать… Дайте государству защитить вас…».
То же пропаганда делает с жильцами РФ. И с воюющими с 24 февраля, и с «частично мобилизованными», и их обслугой, славящей войну. Или делающей вид, что ее нет. А тем временем под предлогом защиты ценностей власть ограничивает их права и свободы.
Но вновь твердит про ценности. И это – шаг к созданию той самой идеологии. И кто-то уже взял на нее подряд. Типа, Соловьев променял эфиры и позор на солидное дело.
То есть и идеология, и вовлеченность, и цементирование – всё здесь. Вспомним: тоталитарные системы сплотили людей. Но это их не спасло. А повторить их, считал философ Пятигорский, невозможно. Не знаю, прав он или нет. Но он же и учил: «могут возникнуть формы и почище тоталитаризма». И, как видим, одну из них уже строят.