Однако и такой информации достаточно для вывода: в последнее время ситуация в этой области существенно меняется к лучшему.
В середине июня аналитики Financial Times подсчитали, сколько военной техники получила Украина в сравнении с тем, что она запрашивала. Оказалось, что наиболее благополучно обстоит дело с танками, но даже здесь ситуация далека от идеала: Киев просил 500 танков, однако получил лишь немногим более 270. Из тысячи запрошенных 155-миллиметровых гаубиц Украине досталось только 250, а из трехсот реактивных систем залпового огня большой дальности – 50.
В конце того же месяца заместитель главы Офиса президента Украины Игорь Жовква сетовал на нехватку оружия, отмечая: если бы оно поступало в достаточном количестве, то ВСУ уже перешли бы в наступление. В то же время, по словам Жовквы, некоторые государства (он не уточнил, какие) тратят на помощь Украине до трети своего военного бюджета, а некоторые – даже до половины.
Несколько ранее глава американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли нарисовал более радостную картину. По его данным, одних противотанковых систем Украина получила от западных партнеров (не только от США) 97 тысяч – этого, говорит генерал, хватит, чтобы уничтожить все танки мира, и еще останется. Также американцы поставили Украине более 700 беспилотников Switchblade и двадцать вертолетов Ми-17. 420 украинцев обучены управлять гаубицами М777, 300 — гаубицами М109, 129 украинцев — бронетранспортерами М113, 100 — беспилотниками, а РСЗО HIMARS – 60.
Качественные перемены, по словам представителя Офиса президента Михаила Подоляка, начались недавно. Если раньше счет единиц тяжелого вооружения шел на десятки, то теперь уже на сотни, а зачастую и на тысячи. В частности, «страны Рамштайна» обязались поставить Украине 600 танков и 500 артиллерийских систем.
Многое изменил недавний саммит НАТО. До этого, по словам французского лидера Эмманюэля Макрона, между странами Запада существовала договоренность: не давать Украине ни танков, ни штурмовых самолетов. Однако по итогам саммита Альянса его генсек Йенс Столтенберг заявил: у этой организации нет списка техники, запретной для поставок в Украину. «НАТО сейчас имеет задачу помочь Украине с переходом на современное вооружение натовского образца», — сказал политик. Пожалуй, такое решение вполне можно назвать прорывным. Прежде Украине давали столько оружия, чтобы она не проиграла войну. Теперь, судя по всему, оружия дадут достаточно, чтобы она победила.
Проблема, по словам Подоляка, состоит в том, что эти поставки могут занять от одного до трех месяцев, в зависимости от типа вооружения. Дело в том, что западные державы, в отличие от России, не накапливали оружие десятилетиями, поэтому на складах его гораздо меньше, чем у нее. Часть вооружений, обещанных Украине, еще только предстоит произвести.
Помимо количества, важную роль играет и качество. Старое советское оружие, которое было у украинской армии до войны, сейчас уже понемногу заканчивается. Ему на смену приходит такое оружие, которым пользуются и в западных армиях, то есть переход на стандарты НАТО происходит во время самой войны.
Однако западная помощь Украине не сводится лишь к поставкам оружия. Великобритания, похоже, всерьез намерена решить проблему экспорта украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Министр сельского хозяйства и охраны окружающей среды Джордж Юстис заверил, что Соединенное Королевство ищет способы обеспечить сухопутный экспорт зерна из Украины. В частности, речь идет о ремонте железных дорог. Однако министр исключает вероятность того, что британский флот поможет деблокировать украинские порты в Черном море.
Не менее важны и технологии для ДНК-тестов украинского зерна, украденного россиянами, которые тоже предоставят британцы. Сейчас такие технологии используются для проверки древесины, однако для зерна они тоже годятся. Остается только подготовить базу данных, используя зерно из Украины, России, Беларуси и Молдовы, и тест не позволит захватчикам продавать украинскую продукцию на мировом рынке.
Подводя итоги, можно сказать: Украина в своем противостоянии российской агрессии не одинока. Ее действительно поддерживают, причем очень серьезно.