Русские «Калибры» и дипломатические игры
«Ракеты «Калибр» уничтожили объект военной инфраструктуры одесского порта, а не саму «возможность заявлений» о переговорах с Россией», – пишет 24 июля телеграм-канал Захаровой. Этим объектом стал, по ее словам, украинский военный катер.
Подобные «отмазки» – старый трюк кремлевской пропаганды. В ходе войны в Украине они стали общим местом. Жилые дома она выдает за штабы. Торговые центры – за склады оружия. ТЭЦ – за военные базы. Больницы – за огневые точки ВСУ. Офисные здания – то за «казармы нацистов», то за «места тайных совещаний». И по всем этим объектам прокремлевские формирования бьют ракетами и из ствольной артиллерии.
На сей раз за «объект военной инфраструктуры Одесского порта» Захарова пытается выдать одно из пустующих зданий, сгоревшее в ходе обстрела, что отражено на многих видео. Но те, кто отдал приказ об обстреле, целились, конечно, не в эту постройку. А в соглашения о вывозе зерна. Задачи:
Важно: вскоре после удара министр обороны Турции Хулуси Акар сообщил, что российские официальные лица уверили Анкару о непричастности к атаке Кремля. «В ходе нашего контакта российская сторона сказала нам, что не имеет абсолютно никакого отношения к этому нападению, и что РФ очень внимательно и подробно изучает этот вопрос», – цитирует министра агентство Reuters.
При этом известно: ракеты «Калибр», выпущенные по порту, кроме РФ, есть только у Индии, Китая и Алжира. Могла ли одна из этих стран ударить по Одессе? «Внимательное изучение» показало: нет. Что же оно дало? Через несколько часов Захарова подтвердила факт удара и рассказала про выдуманный катер. А МО РФ добавило еще и американские ракеты «Гарпун», якобы размещенные в порту. То есть «официальные лица» туркам лгали. Как и Захарова. Как и МО. Пропаганда – не всегда ложь. Но здесь это именно она.
Но вот вопрос: зачем Кремлю одной рукой подписывать соглашения о вывозе зерна, а другой – рвать его, еще сильнее марая свою грязную репутацию? Или это свидетельство раздрая в системе управления РФ? Или соперничества разных групп во власти – пока одни договариваются, другие стреляют? Скоро узнаем.
Трюки оккупантов
«Референдум о статусе Запорожской области может пройти в первой половине сентября. Формируются избирательные комиссии», – заявил РИА «Новости» 25 июля Владимир Рогов, именующий себя членом администрации Запорожской области. «Дислокация в регионе ВС РФ станет гарантом безопасности», – цитирует его «Коммерсантъ». «Россия не уходит со своей территории, мы уверены, что так будет и с Запорожским краем, который стремится стать областью в составе РФ», – добавил Рогов.
Тем временем в оккупированной части региона ставленники Кремля ограничивают доступ к средствам массовой коммуникации – 23 июля там заблокировали Facebook вдобавок к запрещенным ранее YouTube, Twitter и Google. Запрет на свободное распространение информации и общение – тоже инструмент пропаганды. «Промывать мозги» легче, когда нет альтернативных источников данных.
По словам Рогова, референдумы о присоединении оккупанты могут провести синхронно в Запорожской и Херсонской областях. О включении регионов в состав РФ пропаганда твердит с апреля. Причем вечно путаясь в версиях: то оно станет итогом «народного волеизъявления» по примеру крымского, то пройдет явочным порядком.
«Херсон – это Россия… референдумов не будет. Будет указ на основании обращения к президенту Российской Федерации», – это слова коллаборанта Кирилла Стремоусова. Однако ранее, ссылаясь на того же Стремоусова, РБК разъяснял, что референдум не исключен. Говорил о нем и зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа. А Песков заявлял, что вопрос должны решать местные жители.
Что делает Кремль, постоянно напоминая об аннексии этих территорий? Создает иллюзию скорой победы: еще немного, еще чуть-чуть и на наши рынки поедут овощи с тамошних полей. А главное – мы присвоим обширные земли, причем исконно российские.
Все это чепуха, конечно. И земли украинские. И заняты они прокремлевскими формированиями лишь частично. И ВСУ планируют вскоре их отбить.
Будь в РФ свободные СМИ, они бы так и писали. Но их нет. А пропаганде нужно иное:
А о том, что захватчики и коллаборанты будут изгнаны из Украины, и это придется объяснять, а за свои слова отвечать, пропагандисты стараются не думать. Придется? Как-нибудь выкрутимся. А пока исполняем приказы начальства.
Боевые пирожки
А начальство велит продвигать буквы «Z» и «V» – символы войны. И торговцы используют их с выгодой – размещают на этикетках и пирожках, а также – на незаконных киосках. Мол, кто их снесет, коли там такие буквы?
Так при Советах скульпторы, боясь потерять мастерские, лепили Лениных и Сталиных, не проходивших в двери, надеясь, что никто не решится их разбить. Уголовники на зонах кололи «ильичей» на лбу и груди – мол, не посмеют стрелять в вождей.
Но – стреляли. И – разбивали. И палатки сносят. А нам эти примеры важны потому, что помогают понять: пропаганда не только настраивает массы на временную поддержку войны и ненависть к добру. Она формирует устойчивые привычки – условные рефлексы, внедряя в повседневность дурман зла. Тем страшней похмелье после его поражения.