Российские бизнесмены продолжают попытки обойти западные санкции, используя при этом европейские суды. Бывший глава «Яндекса» Тигран Худавердян обжаловал ограничения ЕС.
Несмотря на то, что громких решений о смягчении санкций со стороны Европы не было, Худавердян, вслед за Тимченко и Усмановым, хочет доказать миру, что он не друг Путина. Ну или хотя бы попытаться.
Иск против Совета Евросоюза был подан в суд Люксембурга еще в начале лета. В нем господин Худавердян потребовал отменить введенные против него санкции. Обоснованием предприниматель называет недостаточное количество доказательств для введения ограничений против него, а значит — отсутствие реальной причины.
Также Худавердян в своем иске уверяет суд, что не поддерживает войну, которую Россия развязала в Украине.
Предприниматель также попытался отстоять репутацию «Яндекса». В своем обращении он заявил, что компания не является «существенным источником дохода для правительства России» и «ключевым элементом» в сокрытии информации о войне в Украине.
Стоит отметить, что Худавердян, в отличие от некоторых своих соседей по санкционному списку, не требует у Евросоюза ничего, кроме отмены ограничений. В иске есть только просьба обязать Совет ЕС возместить судебные расходы.
Тигран Худавердян попал под санкции ЕС в марте. На тот момент он занимал пост управляющего директора группы компаний «Яндекс».
Ограничения против бизнесмена в Евросоюзе аргументировали тем, что проект «Яндекс.Новости» не объективно освещал войну в Украине. Также немаловажным фактором стало участие Худавердяна во встрече с Путиным в первый день так называемой «военной спецоперации».
В Евросоюзе посчитали, что факт приглашения предпринимателя на собрание означает его приближенность к Путину, поддержку политики Кремля и одобрение вторжения российских войск в Украину.
Кроме того, ЕС указывал, что Худавердян работает в секторе экономики, который обеспечивает существенный доход государству и обеспечивает информационное сопровождение. А это означает, что бизнесмен не только поддерживает политику Москвы, а и косвенно является участником войны.
К слову, работа в стратегических секторах экономики не первый раз становилась основанием для введения персональных санкций. Правда, до этого речь в основном шла о бизнесменах, которые были заняты в промышленной и нефтегазовой сферах.
ЕС в обосновании санкций также процитировал экс-руководителя «Яндекс.Новости» Льва Гершензона, который назвал «Яндекс» ключевым элементом «в сокрытии информации» о «спецоперации».
После введения ограничений Худавердян покинул совет директоров и пост заместителя генерального директора Yandex N.V. Перед введением санкций «Яндекс» объявил о назначении Худавердяна генеральным директором компании в России. Но в итоге новым гендиректором «Яндекса» в России стал Артем Савиновский.
Тему оспаривания санкций в европейских судах редакция сайта «Утро Февраля» обсудила с публицистом, бизнес-консультантом и политтехнологом Михаилом Шейтельманом.
«Олигархи имеют право оспаривать санкции в суде. На этом праве построен и Евросоюз, и весь Запад. И нужно вводить санкции, но не лишать гражданских лиц права на защиту. Ликвидация российских руководителей без решения суда станет возможна только после признания РФ спонсором терроризма. А до этого на всех граждан РФ распространяется право на юридическую защиту».
Несмотря на то, что Худавердян использовал ту же протоптанную дорожку, что и другие российские бизнесмены, его прецедент особенный. А все потому, что против него лично санкции введены, а против «Яндекса» – не введены.
По мнению Михаила Шейтельмана, это отличает его от Фридмана, Авена, Усманова и других миллиардеров. В этих случаях в санкционный список попала и компания, и ее владелец. А правоохранительным органам цивилизованных стран имело бы смысл расследовать деятельность самой компании «Яндекс».
Худавердян в своем иске утверждает, что «Яндекс» не занимается сокрытием от граждан России информации о войне против Украины. Но это не совсем так, а некоторые российские общественные деятели утверждают, что совсем не так и «Яндекс» является огромной частью пропагандистской машины Кремля.
Поисковик «Яндекс» действительно не выдавал ссылки на публикации, в которых журналисты описывали зверства российской армии в Украине. На первой странице браузера были только ресурсы, которые не противоречат российской официальной линии.
18 апреля «Яндекс» удалил из поисковой выдачи ссылки на публикации «СМИ-иноагентов», которые заблокировали сразу после вторжения в Украину. Среди них «Медуза», «Медиазона», ВВС и «Настоящее время». Тогда же «Яндекс» удалил из поисковой выдачи ссылки на Facebook и Instagram, признанные экстремистскими и запрещенные в России.
«По-моему, было бы несложно доказать, что «Яндекс» занимается именно этим. Ввести санкции именно против «Яндекса» и тогда уже, как следствие, против его учредителей и руководителей. Сегодня «Яндекс» пытается скрывать факты о своем сотрудничестве с властями РФ, делать вид, что он технологическая компания… Отдельно необходимо расследовать, куда попадает информация, собранная сервисами «Яндекс». Сейчас компания пытается перевезти всю компанию в Израиль. Там процесс лоббирует один из израильских министров. США могли бы объяснить Израилю, что в случае переезда «Яндекса» в Израиль, все, кто будет с ним сотрудничать — банки, клиенты, госучреждения, — рискуют попасть под вторичные санкции», – считает Михаил Шейтельман.
Персональные ограничения Евросоюза распространяются на 1229 человек. Сайт «Утро Февраля» уже писал о последних пополнениях списков.
Именно методом давления со стороны властей бороться с обходом санкций решили в Великобритании – любимым местом жизни и отдыха российских олигархов. Но Лондон решил начать именно с судов — отстаивать там свои права бизнесменам из РФ будет все сложнее. И речь идет не только об обжаловании санкций, а вообще обо всех исках. Причина — массовый отказ британских адвокатов представлять их интересы в суде. Об этом пишет Bloomberg.
После начала войны британские юридические фирмы прекратили работу с россиянами. Причиной такого решения стал банальный страх за свою карьеру в Великобритании. Ведь многие юридические фирмы и сами адвокаты подверглись жесткой критике со стороны британских парламентариев.
Не за горами в этом деле были и вторичные санкции со стороны США: конгрессмен Стив Коэн уже обращался к госсекретарю Энтони Блинкену с предложением запретить въезд в страну юристам, которые представляли российских миллиардеров на процессах по делам о клевете.
Еще одной проблемой для юристов стало получение гонорара от своих российских клиентов. Для работы с попавшими под санкции россиянами юристы должны получить разрешение властей. И даже с таким разрешением некоторые банки отказываются обрабатывать платежи.
И несмотря на то, что суд в Лондоне действительно смягчил решение о заморозке счетов одного из основателей Альфа-банка Петра Авена, британская Фемида стала проблемой для других российских олигархов. Среди них Евгений Пригожин и Владимир Потанин.
До начала войны и бизнесменов, и адвокатов все устраивало: бизнесмены выбрали Лондон из-за независимых судов, которых нет на родине, а адвокаты зарабатывали огромные деньги.
Получается, что право российских олигархов воспользоваться прозрачностью мировой судебной системы гарантируется им всем цивилизованным миром. Но достичь в этих судах каких-то успехов не получится, пока в Кремле сидит Владимир Путин. Именно он сначала помог своим друзьям и сослуживцам стать богатейшими людьми мира, а потом обрек их на заточение в той стране, которую они эксплуатировали тридцать лет.