Российские войска контролируют Херсонскую область уже почти полгода. Регион захватили в первые дни войны, с того момента было достаточно времени окопаться, наладить логистику и подготовиться к дальнейшему наступлению. По крайней мере, таков план Кремля относительно юга Украины.
Последние недели Россия накапливает там дополнительные войска. Ранее на правом берегу Херсонской области размещались 49-я и 58-я общевойсковые армии. Теперь к ним добавились несколько тысяч десантников, части 35-й общевойсковой армии. На юг перебрасывается много военной техники – танки Т-62, Т-80 как наступательное вооружение, САУ «Пион» калибра 203 мм для артподготовки по позициям украинских войск, а также большое количество инженерных машин, необходимых для рытья окопов и преодоления таких преград как реки.
Ранее на юге шло медленное наступление украинских войск. На разных участках фронта ВСУ удалось продвинуться на несколько километров. В Херсонской области освободили уже 53 населенных пункта.
Серьезные успехи у украинских войск были на южном подступе к Херсону – Генштаб ВСУ сообщал об обстрелах своих позиций буквально в двух десятках километров от окраин Херсона.
Украинская армия ранее успешно форсировала реку Ингулец, заявил еще месяц назад советник главы Офиса президента Алексей Арестович. Оперативное командование «Юг» сообщило о взятии села Лозовое вблизи Давыдова Брода. Это центральная часть Херсонского фронта, откуда также создается угроза оккупированному городу.
Российская армия крепко держится за село Снегуровка, которое расположено на востоке Николаевской области, хотя в тактическом смысле относится к Херсонскому театру боевых действий. Оттуда у ВС РФ есть возможность атаковать как Николаев, так и Вознесенск.
На севере позиции российской армии также не особо радужные. Россия вынуждена отбивать назад недавно освобожденные Украиной поселки, чтобы не подпустить ВСУ к мостам через Днепр. Таким образом, российское наступление, вероятно, будет по всем направлениям, так как в этом есть тактическая необходимость, но куда будет нанесен основной удар?
Стягивание таких средств явно указывает, что они нужны не для укрепления обороны. Те же десантники – одни из наиболее боеспособных подразделений в ВС РФ, и их будут отправлять на самые важные направления. Всего Россия сконцентрировала на южном направлении до 30 тысяч военных. Процесс запустили примерно месяц назад. В конце июля, еще до внезапного ухудшения здоровья так называемый руководитель Херсона Владимир Сальдо озвучивал планы Кремля: «Уже сейчас ведется подготовительная работа, которая направлена на то, где и как будут дислоцироваться воинские части на территории Херсона. Это различные воинские части. Они уже готовятся быть постоянно. Не только в процессе проведения специальной военной операции, но и в дальнейшем. Поэтому защита жителей ложится на их плечи».
Направлений для удара у российской армии может быть несколько.
Первое и самое очевидное – это попытка штурма Николаева. В марте город взять не удалось, ВС РФ отступили в Херсонскую область. Николаев – важный транспортный узел, ворота через реку Южный Буг, после взятия которой открывается дорога на Одессу. Однако город хорошо укреплен, и потребуются немалые силы для успешного продвижения. Даже нынешних 30 тысяч или 20 сформированных из них батальонных тактических групп (БТГ) может не хватить.
Второе вероятное направление – севернее Николаева к городу Вознесенску. Это попытка выйти не только к Одессе, но и к Приднестровью. Таким образом Россия может попытаться отрезать весь Одесский гарнизон ВСУ, чтобы принудить их к сдаче города без кровопролитного штурма.
Третье направление – город Кривой Рог, второй по величине в Днепропетровской области. Это ворота в Центральную Украину с южной стороны, а также крупный промышленный центр с населением более 600 тысяч человек.
Четвертый вариант – российские войска могут попытаться наступать на Запорожье, причем с двух сторон Днепра одновременно. Западный фланг будет включать в себя только блокаду Кривого Рога и атаку на Никополь, а правый фланг – удар по Запорожью с востока, где российские войска стоят буквально в 70 километрах от города.
Концентрация войск на юге нужна России не только по причине стратегического значения региона, но и как реакция на действия ВСУ. Американский институт изучения войны ранее сообщал, что Украина уже перехватывает инициативу в боевых действиях, поэтому Кремль может лишь симметрично отвечать украинским военным.
Одной из таких попыток стало прощупывание украинской обороны на южном направлении, то есть российское наступление на самом деле уже началось и пока набирает обороты. В Генштабе ВСУ рассказали: «Противник осуществлял обстрелы из ствольной, реактивной артиллерии и танков вдоль всей линии соприкосновения. Нанес авиаудары в районах населенных пунктов Андреевка, Белогорка, Новониколаевка, Александровка, Мирное, Великое Артаково и Таврическое. Враг нанес авиационные удары в районах населенных пунктов Никольское, Веселое, Новоданиловка, Малые Щербаки, Великая Новоселка, Новоселка. Успеха не имел, отошел».
У российской армии есть еще много резерва из числа тех, кого перекинули на юг недавно, и по мере их включения в боевые действия может быть небольшое продвижение. Но даже старт этой атаки не принес никакого результата. Бросив все силы в бой, вряд ли России удастся достичь где-либо существенного прорыва. Последним неизвестным остается направление главной атаки.
По информации британского издания The Times, именно Николаев будет выбран в качестве основного удара. «Подкрепление доводит общую численность российских войск в этом районе до более чем 25 тысяч военнослужащих, сообщила The Times украинская группа разведки, добавив, что девять российских боевых групп численностью от 500 до 800 человек в каждой были переброшены туда из Донбасса и Крыма», – добавляют журналисты.
В пользу этой версии авторы материала говорят об участившихся обстрелах российских путей сообщения, в том числе мостов, которые ВСУ успешно бомбят с помощью HIMARS. Своим наступлением Россия хочет обезопасить подконтрольные переправы через Днепр.
Еще одной причиной для Кремля начать давление на Николаев умещается в рамки продовольственного шантажа. Для увеличения поставок зерна на мировой рынок, помимо портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный», Украина предлагала задействовать Николаев. Там есть необходимые мощности для погрузки аграрной продукции в большом объеме. Но в Кремле это не захотели даже обсуждать. А чтобы закрепить этот статус-кво, штурм Николаева вполне подойдет.
С другой стороны, в последние недели участились обстрелы Никополя – города, который расположен на противоположном берегу Днепра от Энергодара и Запорожской АЭС. Хотя ни Запорожье, ни Кривой Рог не имеют такой стратегической ценности, как Николаев.
Запорожье как административный центр нужен не только ради его промышленных мощностей, но и с политической целью. 70 процентов Запорожской области уже оккупировано российской армией, но без ключевого города региона его статус для Кремля становится неопределенным.
Несмотря на заявление президента Украины Владимира Зеленского, так называемые «власти» Запорожской области анонсировали ускорение подготовки к референдуму. Ранее звучали заявления, что псевдоголосование могут провести в сентябре. Таким образом, попытка захватить город становится логичной для Москвы.
Николаев сам по себе для политических целей не нужен, однако нужна Одесса. Южную Пальмиру без Николаева взять невозможно, поэтому здесь смысл действий Кремля также можно объяснить.
В целом захват каких-либо новых территорий крайне нужен и для российской аудитории. Без новых побед вера в способности собственной армии может исчезнуть. А самый последний успех у России случился почти полтора месяца назад, когда после долгих бомбежек Лисичанска Луганской области ВСУ ушли из города на более выгодные позиции. С тех пор ни одного существенного продвижения на фронте не случилось. России не помогают ни участившиеся артиллерийские удары по украинским военным и мирным жителям, ни ракетные обстрелы, ни прибывающее подкрепление.