Помимо военной эскалации, Россия нагнетает ситуацию на оккупированных территориях в политическом и информационном поле. Война с Украиной заходит в тупик, и в Кремле не придумали ничего лучшего, чем аннексировать уже захваченные регионы. Реакция официального Киева Москву не смутила – Зеленский откажется от переговоров в случае проведения так называемых «референдумов». Но в Кремле, видимо, все еще не осознают последствия своих действий, и что, в отличие от пресловутого «Крымского сценария», больше такой трюк не пройдет.
После захвата значительной части Запорожской области Россия сформировала на оккупированных территориях так называемые «власти», их называют по украинскому образцу – военно-гражданскими администрациями (ВГА). Эта структура занимается организацией «референдума» о присоединении к России. Так в Кремле собрались аннексировать территорию.
«Я подписываю распоряжение Центральной избирательной комиссии… о начале и подготовке проведения референдума по воссоединению Запорожской области с Российской Федерацией», – торжественно объявил так называемый «глава администрации» области Евгений Балицкий на мероприятии в мелитопольском Доме культуры.
Еще один публичный руководитель, которого назначили из России, Владимир Рогов, заявил, что их не интересует реакция Украины и западных стран: «Понятно, что этот референдум (Киев не признает, – ред.), но что там от Украины на тот момент останется? И Запад признавать не будет, но мы это проводим не для них, мы это проводим для себя, чтобы не было сомнений и глас народа был услышан».
Такой якобы официальный уровень заявления может показаться серьезным намерением, но в документе, который анонсирует организацию голосования, нет даже даты проведения «референдума».
О настоящем голосовании речь не идет, рассказывает в интервью НВ мэр Мелитополя Иван Федоров: «Они хотят проводить «референдум» семь дней с помощью «старших по домам», которые будут ходить по квартирам и опрашивать жильцов, но в сопровождении автоматчиков и сотрудника милиции или ФСБ. Они это делают, чтобы за семь дней нарисовать ту цифру, которую захотят увидеть их политические кукловоды».
Еще одним ноу-хау «референдума» должно стать онлайн-голосование. «Сейчас офлайн мы готовим 100%, у нас будет достаточно понятный людям формат голосования. Касаемо электронного голосования, об этом думаем сейчас, смотрим, чтобы была техническая возможность это все провести», – говорит так называемый «член главного совета военно-гражданской администрации» Владимир Рогов.
Распространенную практику в России хотят перенести и на потенциально новые регионы федерации. Первоначально день голосования хотели объединить с общероссийским – 11 сентября, но очевидно, что по срокам уже не успеют подготовиться. Однако перенос даты не повлияет на формат его проведения.
Выборы онлайн множество раз критиковали независимые эксперты и даже парламентская оппозиция. Недоверие к электронному голосованию есть даже в развитых демократиях, как, например, в США, то есть говорить о соблюдении процедуры в России даже не приходится.
Перенос такой практики на оккупированную Запорожскую область позволяет «нарисовать» любой нужный Кремлю результат – неудивительно, если 99% местных жителей якобы поддержат аннексию, ведь проверить результат будет невозможно.
В условиях несогласия с оккупацией и даже по причине боевых действий и отсутствия безопасности на избирательные участки придет очень мало людей. Электронное голосование станет удобным аргументом для пропагандистских федеральных СМИ, почему отсутствуют толпы желающих «воссоединения с Россией», как это по крайней мере пытались изобразить в Крыму в 2014 году.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что никакие «плебисциты» на оккупированных территориях невозможны: «Если оккупанты пойдут по пути псевдореферендумов, они закроют для себя любые шансы на переговоры с Украиной и свободным миром, которые российской стороне в определенный момент явно понадобятся».
В Кремле отреагировали уже в привычном стиле неприятия реальности – «это не мы», объяснил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Эти планы, они же у жителей регионов. Это же не мы проводим референдумы. Здесь нужно понять, к кому господин Зеленский этим заявлением обращается».
Срыв переговоров с Украиной – не единственный ответ Кремлю за его действия. Госсекретарь США Энтони Блинкен во время разговора с министром иностранных дел Сергеем Лавровым заявил ему, что Россия заплатит очень высокую цену за аннексию украинских территорий. Об этом Блинкен рассказал после переговоров: «США должны и будут действовать быстро, чтобы дать понять России, что эта тактика не сработает. Установленные Россией лидеры проведут фиктивные референдумы, чтобы придумать, что люди в этих местах хотят присоединиться к России. Затем они используют эти фальшивые голоса, чтобы утверждать, что аннексия этих регионов законна».
Ответ США и европейских стран на незаконные действия России может лежать в двух плоскостях – военной и экономической. Поддержка Украины современными и крупными поставками вооружений еще больше усилит украинскую армию, а очередные санкции станут внутренним ударом для государства.
Политолог Александр Морозов отчасти скептически оценивает новые наказания для России, но все же они однозначно будут: «Аннексия потребует новой реакции. А какой? Сейчас это обсуждают ответственные лица в Европе. Проблема в том, что все уже «в действии». Нефтяное эмбарго? Уже решено, оно с декабря начнется. Отказ от газа? Идет полным ходом, все решения приняты. Ограничения импорта? Крупнейшие бренды и ритейлеры ушли с российского рынка, причем ушли обвально, в течение двух месяцев. Персональные санкции? Введены в отношении всех сторонников «партии войны» и даже шире. Поставки вооружений Украине? Идут по графику, быстрее технически невозможно, а суммы выделяются астрономические каждый месяц».
Ситуация в регионе для России крайне невыгодная. Запорожская область – типичный украинский юг с развитым аграрным сектором в районах и крупным промышленным центром в самом городе Запорожье.
До войны там были распространены пророссийские настроения среди местного населения, но сейчас никакой поддержки российским войскам нет, а в области успешно действуют партизаны, подрывая железнодорожные составы, мосты и сообщая ВСУ о расположении позиций ВС РФ.
Население региона до войны – 1 миллион 636 тысяч человек. Более 700 тысяч из них проживают в Запорожье, оставшиеся 900 тысяч – в Мелитополе, Бердянске, Энергодаре и других меньших городах и селах.
Линия фронта проходит по северу области – небольшие города Пологи и Токмак находятся под оккупацией, а Гуляйполе и Орехов – подконтрольны ВСУ, но находятся близко к передовой.
Всего под оккупацию теоретически попадают 700–800 тысяч человек, но, по данным украинской стороны, из региона выехали более 250 тысяч человек, а из некоторых районов – до 80 процентов населения. Подсчеты в условиях войны ориентировочные.
При этом по образцу Донецкой области, где Россия уже восьми лет пытается провести официальную процедуру аннексии, указания из российского ЦИК были о 70-процентной явке. Редакция «Утро Февраля» уже писала о подготовке к голосованию.
Отсутствие даты проведения референдума сбивает с толку даже пророссийских политологов, журналистов и пропагандистов. Пытаясь проанализировать действия Кремля, внятного ответа на тему будущего оккупированных территорий, и особенно проблемной Запорожской области, – нет.
«Референдумы в освобождаемых территориях Малороссии контрпродуктивны. Принципиального решения об их проведении в АП РФ нет. Кто-то закидывает «удочки« в инфопространство, пытаясь убедить публику в неизбежности голосований. Могу компетентно сказать – подобное является плодом воспаленного воображения отдельных чинуш», – пишет Игорь Скурлатов, доктор политических наук. Он не отрицает такие планы в Администрации президента, но пока Россия сама не готова организовать этот процесс.
Политический обозреватель Андрей Гусий в своих соцсетях задает вопросы, на которые у российской власти нет ответов даже для своего общества: «Вопросов несколько… Первый. Не известен срок проведения референдума. Второй. Не понятно, что с другими территориями. Третий. Со стороны московских «говорящих голов» пока тишина. Как бы пока на фальстарт похоже…»
Авторы анонимного телеграм-канала «Землянка» признают, что без захвата Запорожья такой «референдум» бесперспективен: «Данное решение следует рассматривать как военно-политический и информационно-политический акт. Однако выполнение этого решения будет критическим образом зависеть от продвижения российских войск и развития их возможностей по отражению атак со стороны ВСУ. В конечном счете референдум нужно проводить в условиях относительной безопасности и защищенности хотя бы большей части территории областей от обстрелов или попыток захвата со стороны противника».
Их коллеги пеняют на инициативу на местах. Назначенные Россией руководители из местных чиновников теперь боятся ответственности за коллаборационизм. Несколько громких прецедентов случились как раз за последний месяц – херсонского «руководителя» Владимира Сальдо отравили, а так называемый «заместитель администрации» Новой Каховки Виталий Гура умер после покушения. Не стоит забывать, как поступили российские войска под Киевом. Все, кто им помогал, остались в своих городах и селах, и после освобождения большинство попали в руки украинских правоохранителей.
В такой логике пишет в телеграме «Канал визионера»: «Понятно желание русских пророссийских активистов на занятых ВС РФ украинских территориях поскорее «провернуть фарш», чтобы не оказаться после очередного «Минска» «Стамбула-2» у разбитого корыта. Но решаются подобные вопросы только на самом верху. А там, очевидно, идет торг в большой геополитической игре. Настолько большой, что судьбы конкретных людей отступают в своей ценности на второй план. Как бы ни претило это обстоятельство российской патриотической аудитории, пока – так».
Еще одни анонимные авторы из канала «Образ будущего» и вовсе объясняют заявления о «референдуме» пораженчеством: «Это скорее попытка пиаром остановить украинские снаряды, летящие в сторону Энергодара. Трактовка «референдум назначен» некорректна, так как он не назначен».
Поборник войны сенатор Владимир Джабаров также заявляет, что российская армия сперва должна отвоевать административный центр – Запорожье: «Скорее всего, надо, чтобы вся территория Запорожской области была избавлена от неонацистов. Часть Запорожья пока под властью Киева. Необходимо, чтобы вся территория была зачищена, чтобы все жители Запорожья смогли заявить о своем отношении к тем вопросам, которые будут поставлены на референдуме».
Россия использует целый арсенал методов, чтобы вынудить людей перейти на российские стандарты, соблюдать российские законы, получить новые паспорта, то есть гражданство и принять участие в голосовании.
Главное управление разведки Украины сообщает, что на оккупированных территориях активно используется партийный актив «Единой России»: «Главное управление разведки отчетливо видит подготовительные мероприятия, проводимые оккупантами. На временно оккупированных территориях в Херсонской и Запорожской областях начала активно работать кремлевская политическая партия «Единая Россия». Мы видим, что проводятся мероприятия по уточнению так называемых списков избирателей. Кроме того, они открыли участки для проведения выборов».
Людей всячески призывают и принуждают получать российские паспорта. С сентября запущен процесс перерегистрации автомобилей, но для того, чтобы получить новые номера – нужно иметь гражданство РФ.
Также вынуждают тех, кто остался, идти на сотрудничество ради сохранения своего имущества. Украинской разведке стало известно о новых требованиях к владельцам земельных паев в Мелитополе. Согласно правилам «администрации» действующие договоры нужно перезаключить согласно российскому законодательству. Если срок договора закончился – также нужно заключать новый договор, только имея российское гражданство. Если владелец откажется это делать – права собственности его лишают.
Производителей сельскохозяйственной продукции на оккупированных территориях заставляют платить налоги по российскому стандарту так называемым «властям». Тех, кто откажется, ждет аналогичное наказание – лишение права собственности на земельный участок.
Во всех этих случаях люди вынуждены получить гражданство РФ, и как следствие – в дальнейшем их будут заставлять участвовать в так называемом «референдуме».
Все эти меры нужны для принуждения местного населения. Однако работа также идет для создания пропаганды. Так, например, в Запорожскую область свозят массовку. Законно избранный мэр Мелитополя Иван Федоров рассказал, что подставных людей привезли в тот же Дворец культуры для видимости кворума «собрания»: «Чтобы хоть как-то выслужиться перед кремлевским старшим братом, коллаборанты решили снять очередную пропагандистскую картинку для росСМИ. Завезли в Мелитополь массовку с других временно оккупированных территорий Запорожской области – 700 человек, ведь даже столько не могут набрать среди местного населения. И провели форум в городском Дворце культуры».
Точно так же людей будут использовать и для проведения «голосования». Люди на камеры будут произносить пафосные речи о любви к России и «освобождении от хунты» и фигурировать в разных телевизионных сюжетах в разных амплуа каждый раз под новым именем и фамилией.
Украинский центр национального сопротивления также получил известия о подготовке массовки в Запорожской области: «В Мелитополь уже приехали российские пиарщики и политтехнологи, базирующиеся в захваченном оккупантами помещении магазина «Фокстрот». Их задачей является подготовка к «выборам» и «референдуму». Первым результатом является создание т. н. общественного движения «Мы вместе с Россией», которое будет использоваться для массовки за деньги в акциях якобы поддержки «референдума» местными».
Аналитики сообщают, что эти акции направлены в первую очередь на внутреннюю аудиторию России для купирования недовольства провалами в войне с Украиной.
«Соответствующий центр набора коллаборационистов уже работает в Бердянске. Нанятием массовки занимаются российские «волонтеры», которые также будут дополнять массовку. За участие в акциях нужно оставить паспортные данные и получить деньги и «гуманитарку», которая должна помочь пережить продовольственный кризис, который сами россияне и создали», – пишет Центр национального сопротивления.
Однако это все дает мало эффекта. По украинским данным, к 1 августа российские паспорта получили около одного процента местного населения. С такой статистикой организовать «референдум» невозможно.
Представитель Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк рассказала о постоянных переносах даты «референдума». Первый раз его анонсировали еще в апреле, а потом множество раз переносили дату. Главной причиной, по ее словам, является несговорчивость местного населения, которое повально отказывается от сотрудничества с российскими войсками и назначенными ими местными «властями»: «Набрать тот электорат, который смог бы им помочь имитировать тот же псевдореферендум, они не могут. Но они используют достаточно разные методы воздействия на людей: и запугиванием, и просто силой пытаются отбирать личные данные, чтобы сформировать фальшивые списки для так называемого волеизъявления».
Однако такие методы не принесут серьезного результата. К тому же вскоре может начаться и украинское контрнаступление на юге. Поэтому нельзя исключать, что провести так называемый «референдум» российская власть попросту не успеет.