ghost
Остальное

Поле боли: как Кремль готовит аннексию оккупированных территорий

Фото: архив
26 июля, 2022

После пяти месяцев кровопролитной войны российские власти всерьез заговорили о проведении «референдумов» на захваченных территориях. В мировом информационном пространстве речь об этом заходила и раньше – заголовки о предварительной дате появлялись с начала марта. Но причина того, что с незаконными референдумами тянули так долго всего одна – отсутствие необходимой поддержки среди украинцев, которые живут на оккупированных территориях. А это всегда означает провал информационной кампании на пропагандистских ресурсах. Что же изменилось сейчас?

  • «Референдум» о присоединении к России на оккупированных территориях планируют на начало осени
  • Исключением остается Харьковская область – регион захвачен только на 30%
  • В Херсонской и Запорожской областях создаются избирательные комиссии
  • По мнению украинской разведки, РФ хочет провести незаконные голосования, потому что ВС РФ не смогли быстро захватить всю Украину

 

Даты и сроки

Предварительная дата проведения так называемого волеизъявления – 11 сентября. На этом дне сходятся журналисты федеральных российских СМИ, оккупационное правительство, разведки некоторых стран и украинские власти. Сейчас речь идет о том, чтобы провести незаконное голосование одновременно на всех территориях. Включая не только те, которые были захвачены после 24 февраля, но и на оккупированном восемь лет Донбассе.

Российская Федерация: 

В Кремле официально дату так называемого «референдума» не сообщают. А пропагандистские ресурсы говорят о начале осени как о планируемом времени для голосования со ссылкой на самопровозглашенное правительство.

«Референдум будет проведен в начале осени. Предполагаемые даты – первая половина сентября. Окончательно озвучим, когда будем понимать по уровню нашей готовности и вовлеченности людей», – заявил так называемый глава администрации Запорожской области Евгений Балицкий.

«Он (референдум, – прим. ред.) пройдет в любом случае… Он будет проведен в законном поле и его проведению никто не помешает» , – заявил так называемый заместитель главы администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов.

Такую единую дату выбрали не случайно – в этот день выборы должны пройти и в самой России. 11 сентября россиянам предстоит выбрать глав пятнадцати регионов и депутатов законодательных органов в шести областях. Таким образом, в Кремле решили создать образ легитимности незаконных референдумов на захваченных территориях Украины, приравняв их к своему голосованию. Что само по себе является незаконным действием.

Украина: 

В Киеве знают о намерениях России провести так называемые «референдумы». Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук призвала людей ни в коем случае не принимать участие в незаконных голосованиях. По ее мнению, только общественный бойкот может помешать планам Кремля. Верещук заявила, что Вооруженные силы Украины отвоюют землю, которую захватила российская армия:

«Я хочу призвать всех, кто сейчас на временно оккупированной территории решает для себя, какую же позицию занять, не ходить ни на какие “референдумы”. Не брать никаких российских или иного вида псевдопаспортов. И не сотрудничать с оккупационными властями. Наши ребята придут, отвоюют землю, и все будет Украина», – сказала министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук.

Вице-премьер-министр предупредила, что за участие в любых незаконных голосованиях предусмотрена ответственность, сейчас идет работа над ее расширением.

Британская разведка:

В британской разведке усмотрели в заявлении главы МИД РФ Лаврова о расширении географии войны намек на подготовку незаконных референдумов.

Ведь изначальные цели «спецоперации» были очень размыты. Основной тезис российской пропаганды обозначался как «защита людей Донбасса». По мнению британской разведки, усиление контроля над Восточной Украиной и дестабилизация в регионе наверняка было основной целью Кремля с самого начала. А причину «накачивания» Украины западным дальнобойным оружием в Великобритании считают версией прикрытия.

«Существует реальная возможность того, что Лавров сделал эти комментарии, чтобы подготовить почву для проведения “референдумов” на оккупированных территориях за пределами Донецкой и Луганской областей», – считает британская разведка.

Ранее и в США сообщали о подготовке Россией аннексии дополнительных территорий Украины. Речь шла о Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях, которые должны были де-факто стать частью РФ.

«Никто никогда не вернется в 2014 год»

Если провести параллели между аннексией Крыма и оккупацией Донбасса, становится очевидно, что Кремль заинтересован проводить незаконные референдумы об отделении и присоединении территорий в кратчайшие сроки, как это было в 2014 году. Сейчас оккупанты просто не могут этого сделать.

Если сравнивать настроения в обществе, то в Крыму, Донецке и Луганске люди были подготовлены пропагандой и верили в искусственный конфликт между условным востоком и западом Украины.

Революция Достоинства силами российских политтехнологов подавалась не как очищение власти от завравшегося ставленника Путина – Януковича, а как попытка поработить жителей Донбасса и Крыма. Большую часть людей в этом и, правда, удалось убедить.

Именно работа, которая была там проделана Кремлем в последние несколько лет перед войной, а также культурная близость этих регионов к России по сравнению с другими областями, сделала референдумы не итогом кампании по дестабилизации, а маленькой ступенькой к аннексии, которую нужно пройти как можно быстрее.

Сейчас в Москве, вероятно, не сомневаются в том, что на оккупированном Донбассе получат нужную поддержку, особенно в условиях кровопролитной войны и восьмилетней пропаганды.

СМИ со ссылкой на украинскую разведку опубликовали документы внутреннего пользования власти так называемой «ДНР». В них расписана стратегия подготовки «референдума» о присоединении к России.


Фото: RL

Жители оккупированных территорий должны проголосовать «за» с результатом 70%. Также в этих документах открыто написано о кураторах из ЦИК РФ, которые будут приставлены к каждой территориальной комиссии.

Территории же Херсонской и Запорожской областей становятся для Кремля огромной проблемой – в этих областях даже фиктивную поддержку показать будет довольно сложно. Интересная ситуация сложилась и с Харьковской областью, часть которой тоже оккупирована, но там о проведении «референдума» говорят очень осторожно.

Все из-за того, что российская армия смогла захватить только 30% области, поэтому под оккупацией находится не критическое количество жителей. Там даже нет минимального числа избирателей, которое в Кремле попробовали бы выдать за «легитимное голосование по желанию людей».

Методы подготовки к аннексии

Из Москвы процессом аннексии руководит первый заместитель главы Администрации президента РФ Сергей Кириенко, его называют неформальным куратором оккупации Украины.

Bloomberg пишет, что желание России провести «референдумы» до осени могут спровоцировать более интенсивные боевые действия на линиях разграничения. Цель – захватить еще больше территорий, где можно провести незаконное голосование.

Если армии России удастся оккупировать некоторые населенные пункты в конце лета, там провести «референдум» будет намного сложнее. В Кремле, очевидно, хотят минимизировать эти риски и не оставлять новые захваченные территории серой зоной.

Под особым прицелом – Харьковская область. Расширение оккупации ее территорий может оказаться в приоритете, чтобы хоть как-то легитимизировать голосование.

Активная подготовка к референдуму в Запорожской и Херсонской областях хоть и идет, но подпольно. Там уже несколько месяцев работают политтехнологи из Москвы, а также проплаченные активисты с Донбасса, которые проводят агитацию и встречи с жителями. Первая задача оккупационного правительства – собрать данные и составить списки избирателей: 

  • Местным жителям звонят и проводят так называемый опрос общественного мнения, собирая данные о респондентах;
  • Через глав ОСМД и раздачу соцпомощи собирают списки жильцов с контактами, которые после обработки станут основой избирательных списков;
  • Отключают связь и интернет, чтобы жители покупали российские сим-карты, продают их только при наличии документов, удостоверяющих личность.

К слову, опросы в захваченных украинских городах проводятся в стиле тех, что Кремль проводит и внутри России. Жителей спрашивали о поддержке «спецоперации» и мнении о Путине. Об объективности таких опросов речь даже не идет – украинская разведка заявила, что большинство жителей временно отказываются отвечать на такие вопросы.

Искренний ответ люди тоже дать не могут из-за опасений за собственную безопасность. Главная задача таких опросов – страховка на случай срыва голосования. Москва может попытаться выдать эти результаты за выражение поддержки оккупационного режима.

Методы давления, по словам очевидцев, не отличаются в зависимости от области. Людей пытаются купить, пользуясь их тяжелым материальным положением. Остальным угрожают и запугивают.

При отказе владельцев бизнеса сотрудничать с новой администрацией его просто экспроприируют. В некоторых городах жители сообщали об угрозах депортацией или выселения из их собственного жилья в случае отказа от участия в псевдореферендуме.

Также очевидцы рассказывают об огромном количестве россиян, которые приехали жить в оккупированных городах, при этом не занимая должности в так называемых правительствах. Предположительно, эти люди также являются агентами и информаторами, а их массовое скопление говорит о желании Москвы ассимилировать украинцев и россиян. Такой сценарий на начальных этапах разыгрывался и на Донбассе.

Сайт «Утро Февраля» пообщался с людьми, которые продолжают находиться на оккупированных территориях или только недавно покинули их. По соображениям безопасности, их имена и род деятельность останется за кадром.

«Пенсионерам раздают по 10 тысяч рублей, публично власти пытаются задобрить людей. Но, например, мужчин, которые служили в зоне проведения АТО, разыскивают и часто похищают. Преследуют людей с проукраинской позицией. Ко многим представителям СМИ заявлялись домой силовики и говорили, что позицию нужно менять иначе будет плохо… Солдаты предлагают херсонским предпринимателям сотрудничать с ними. Если те отказываются, тогда их бизнес отжимают. Некоторые привезли в Херсон и Новую Каховку свои семьи, и те также чувствуют себя великолепно… Жить в городе сложно. Очень тяжело обналичить деньги. Сегодня это можно сделать только у частников, которые берут большой процент. Также плохо со связью. Необходимо покупать российские сим-карты», – рассказывает житель Херсона.

«Жители оккупированных территорий лишены реальных прав. Закон, если это вообще можно так назвать, представляют собой люди с автоматами… Первое, с чего начался террор, – это массовые аресты людей и не только участников АТО, активистов и представителей теробороны, очень много сотрудников атомной станции сейчас находятся в подвалах и непонятно за что… У кого-то забрали машину и паспорт и отпустили только под подписку о невыезде. Других держат месяцами без права связаться с родными. Отдельный вид террора – похищение предпринимателей, чтобы забрать как можно больше денег… Сейчас в Энергодаре занимают все больше квартир тех, кто выехал из города, селят военных и членов их семей…ввели новое правило – обязательное наличие доверенности на вождение чужой машины, причем с гербовой печатью военного коменданта. Это еще один способ фильтрации. О проведении “референдума” заговорили не так давно… изначально более важной целью была выдача российских паспортов, но желающих оказалось намного меньше, чем они рассчитывали. Пенсионеров заманивают социальной помощью в 10 тысяч рублей, требуя предъявить документы, чтобы использовать данные для проведения “референдума”. Украинскую связь глушат, продают российские сим-карты, приобрести их можно только по паспорту… состав избирательной комиссии не афишируют», – рассказывает жительница Энергодара в Запорожской области.

Сайт «Утро Февраля» уже публиковал репортаж о жизни оккупированного Энергодара.

По информации украинских властей, за работу в комиссиях оккупанты предлагают украинцам от 5 до 15 тысяч гривен. На чаше весов – десять лет лишения свободы. Голосование на незаконном референдуме по собственному желанию еще хоть как-то можно оспорить, но участие в их подготовке точно оценится как коллаборационизм.

Также жители захваченных территорий рассказывают еще об одном способе давления – требовании обязательно отдать детей в русские школы в начале учебного года. Туда уже привезли учителей из РФ. Пугают лишением родительских прав и угрожают забрать детей в интернаты. Поэтому можно предположить, что к осени, когда и планируется провести «референдум», еще больше людей с детьми покинуть эти территории, не дожидаясь освобождения украинскими военными.

О намерении Кремля отправить на оккупированные территории как можно больше собственных граждан сайт «Утро Февраля» также писал ранее.

Что будет дальше?

Украинская Центральная избирательная комиссия заявила, что не будет признавать нелегитимные голосования с фальсифицированными результатами. В системе украинского правового поля они не будут нести никаких юридических последствий. Страшнейшая катастрофа развернется далеко не из-за фиктивного присоединения к России.

Проведение незаконного голосования на захваченных территориях также станет предлогом для развития военной инфраструктуры в этих регионах, вероятны провокации. Несколькими месяцами ранее так называемые главы оккупированных территорий прикрывали невозможность проведения «референдума» из-за тотального отсутствия поддержки, соображениями безопасности. Сейчас они заявляют, что голосование будет проведено, несмотря на боевые действия.

Глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай считает, что одна из основных целей референдумов – проведение там мобилизации. Ведь таким образом Москва сможет легализовать набор и мобилизацию людей, которых смогут отправить против Украины. Именно это и станет переломным моментом всего сопротивления.

Игра стоит свеч?

Версия самопровозглашенных лидеров о том, что «референдумы» проводятся по инициативе местных жителей, рассыпается о факт того, что голосование не могли провести все пять месяцев, просто потому что на него бы никто не пришел. Конечно, это не помешало бы Кремлю аннексировать украинские регионы, но картинка для федерального телевидения сильно бы пострадала.

А одна из целей не только «референдумов», но и всей войны кроется как раз в убеждении граждан РФ в том, что за пределами страны – агенты Госдепа и киевская хунта, которая не дает спокойно жить русскоязычным украинцам и годами готовит нападение на Россию.