«Украиной управляют США». Это – фирменная присказка Кремля. На самом деле борьба и страдания украинцев – мощный фактор, влияющий на политику Штатов. Они нашли отклик у американцев. Что это значит? И что дает?
Миллионы американцев глубоко тронуты ужасами войны в Украине, гласят данные опросов. Это побуждает избирателей говорить о ее победе как о национальном интересе США и поддерживать ее борьбу. А значит, Байдена и демократов. Это важно и перед выборами в Конгресс, предстоящими 8 ноября, и перед новым этапом конфликта, когда поддержка Штатов будет очень важна.
26 марта президент Джо Байден заявил в Варшаве: «России не победить… Свободные люди не будут жить в мире мрака и безнадеги». И дальше – о Путине: «Во имя Господа он не может быть у власти». И – об Украине: «Мы с вами. Мы – за вас. И точка».
В тот же день США предоставили 100 млн долларов для «обеспечения охраны границ, поддержки правопорядка и защиты критически важной инфраструктуры».
В Штатах слово президента, министра, сенатора – любого государственного лица – это его дело. Это – политика. Система в кризис работает четко. Это не устраняет соперничества партий и бизнесов. А позволяет адекватно отвечать на вызовы.
Вторжение в Украину – такой вызов. Вспомним: 5 февраля на FoxNews вышел материал «Милли сказал Конгрессу: если Россия вторгнется, Киев может пасть за 72 часа». У Марка Милли – главы Объединенного комитета начальников штабов армии США, очевидно, был повод так сказать. Он не учел нечто важное – готовность украинцев сражаться. Но тогда политики прислушались. А как же? Генерал. Эксперт.
Кстати, именно 72 часа, как рассказал Владимир Зеленский каналу ČT24, западные партнеры давали ему на побег 24 февраля. Что ими двигало? Сочетание добрых чувств с неверием в готовность народа к борьбе и в волю президента ее возглавить? А он явил себя сильным лидером, в полной мере отвечающим за страну.
И это, возможно, стало важным стимулом к борьбе. А в Штатах это увидели. И перешли от выжидания к поддержке. Не за час и не за день, но в апреле Украина ворвалась в политику США как ее важный фактор. Прорыв обозначил визит главы Пентагона Остина и госсекретаря Блинкена в Киев и их переговоры с Зеленским. После Остин дал понять, что теперь цели Соединенных Штатов Америки шире, чем до или сразу после вторжения. И прямо касаются РФ.
«Мы хотим такого ослабления России, чтобы она больше не могла делать то, что сделала, вторгшись в Украину». То есть была бы «не способна быстро восстановить» то, что потеряла в боях. Блинкен с ним согласился. Они еще выступали, когда в Украину прибыли первые гаубицы из США. Их визит стал прологом приезда 1 мая спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси – самого видного политика США, посетившего Киев во время войны. Она объявила миру, что поддержка Украины – обязанность Соединенных Штатов Америки.
«Благодарим вас за вашу борьбу за свободу… Это борьба за всех нас».
Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей Конгресса США, 1.05.2022.
Это тот случай, когда о политике можно прямо сказать: это – чистое дело.
28 апреля Конгресс США одобрил закон о ленд-лизе, упрощающий передачу Украине вооружений и уменьшающий плату за их аренду.
20 мая Cоединенные Штаты выделили 40 млрд на вооружение и другую помощь. 86 сенаторов от обеих партий голосовали «за», «против» – 11. СМИ сочли объем помощи беспрецедентным. Зеленский написал в Твиттере: «Приветствую утверждение законопроекта… 40 млрд – весомый вклад США в восстановление мира и безопасности в Украине, Европе и мире».
Это был еще один прорыв. Он показал единство подходов к войне влиятельных деятелей обеих американских партий. Как же идет эта поддержка? Вот несколько дат и цифр.
15 июня Байден объявил, что дает Киеву оружия на 1 млрд. И 225 млн на воду, лекарства, продукты питания, приюты для беженцев и пособия нуждающимся. При этом Остин сказал: «Мы сделали много, но прерываться нельзя… Мы активизируем поддержку ВСУ». Позже стало известно: новый пакет включает:
1 июля пресс-секретарь Пентагона Тодд Бриссел объявил о выделении Украине помощи на 820 млн – боеприпасов HIMARS, 150 тысяч снарядов и радары.
1 августа Госдепартамент анонсировал новый раунд помощи в 550 млн. В него вновь вошли боеприпасы и артсистемы.
8 августа внешнеполитическое ведомство сообщило об очередном пакете объемом в 1 млрд, состоящем из оружия, амуниции и оборудования.
«Мы будем поддерживать народ Украины столько, сколько потребуется».
Энтони Блинкен, госсекретарь США, 8.08.2022.
27 июля Сенат единогласно одобрил резолюцию, призывающую объявить РФ государством –спонсором терроризма (в США это дело Госдепартамента). Ранее Палата представителей предложила то же самое.
Включение в такой список (в него входят Иран, Куба, Северная Корея и Сирия) позволяет вводить против страны новые санкции, прекращать продажу оружия и товаров двойного назначения и экономическую помощь.
Резолюции Палаты представителей и Сената разъярили Кремль. 13 августа в МИД РФ заявили, что это «будет означать пересечение Вашингтоном точки невозврата с ущербом для двусторонних дипотношений вплоть до понижения их уровня и даже разрыва». Там не учли, что решения Кремля, в т. ч. в сфере отношений с США, в новой России утратят силу.
МИД озвучил «страшилку» через день после заявления Штатов о попытках аннексировать районы Украины. «Любые слова Кремля о том, что украинский народ… хочет войти в состав России, не соответствуют действительности».
«Мы не позволим аннексии остаться безнаказанной».
Джон Кирби, пресс-секретарь Совета по национальной безопасности, 20.07.2022.
Меж тем Конгресс сказал свое слово, а единство партий по статусу Кремля показало: Украина – важный фактор формирования и глобальной, и внутренней политики США.
Конгрессмены нечасто принимают законы, если знают, что избиратель их не поддержит. И их голосование по этой важной проблеме национальной стратегии означает: они знают: народ тоже «за». То есть в большинстве поддерживает Киев. Пусть Штаты переходят «красные линии» и «точки невозврата», выдуманные в РФ, – избиратель к этому готов.
Президент ощущает их поддержку. Другое дело, что опрос Washington Post и ABC News показал: 37% не уверены, что, помогая Украине, он делает все необходимое. Впрочем, 36% считают, что делает он достаточно. И лишь 14% кажется, что многовато.
Сегодня политические активисты в США спорят на три важные темы.
Итоги, видимо, подведет война. А сейчас, похоже, так: угроза перерастания конфликта в ядерный пугает. То есть одна из целей обстрелов Кремлем Запорожской АЭС – электорат США. Не многие хотят отправки армии США. Хотя сенатор Крис Кунс критикует Байдена за неготовность к ней. Со стороны левых, обычно не одобряющих поставки техники воюющим сторонам, помощь Украине серьезных протестов не встретила.
Растет роль избирателей-украинцев. И чем больше среди них неопределившихся, тем она важнее. Ведь за их голоса и пойдет битва. В Висконсине, Огайо и Пенсильвании их много. Поэтому понятно, что там соперники будут обсуждать отношение друг друга по войне и Кремлю. Сенатору Джонсону уже вспоминают визит в Москву в 2018-м.
Штаты – страна партийной борьбы. Часто она скрыта от публики. А порой видна. Пример – статья в журнале The National Interest, где автор Билл Ругер пишет, что «кризис в Украине не затрагивает национальные интересы США» и «надо решать свои проблемы».
Текст Ругера – проявление одного из трендов американской политики – изоляционизма. Его сторонники считают: у Штатов мало дел за границей. Их рынок огромен, армия могуча, география удобна, а продвижение свободы в мире – это лишнее. Давайте процветать сидя дома. А все прочие пусть выживают как знают.
Но есть и другой важный тренд. В нем Соединенные Штаты – глобальный игрок. Защита свободы в мире – их национальный интерес. А миссия – нести ее (а с ней – свой бизнес, ценности, технологический и культурный уклад и обиход) во все края. Включая Восток Европы. И именно этот тренд преобладает сейчас благодаря стойкости Украины.
Для его сторонников Украина – передовой бастион, отражающий атаки архаики и тирании. Возможно, это их последний бой. Вот почему сегодня она так стратегически важна Америке. Но Ругер это отрицает. И ясно, почему его слова подхватывает РИА «Новости», всегда готовое указать на раздоры в Штатах.
Любопытен подзаголовок статьи: «Простым американцам можно простить мнение, что Украина должна иметь особое значение для внешней политики США». Но «простые американцы» не ждут прощения. Как и их президент. Его рейтинг самый высокий с июня.
Президент едет в турне – поддержать свою партию в борьбе за контроль над Конгрессом. И, очевидно, помощь Киеву станет в этой поездке одной из главных тем.
Заголовок переводится как «Мы – с вами. Мы – за вас. И точка». Англ. Фрагмент речи президента США Джо Байдена в Варшаве 26.03.2022 на международной встрече «Объединенный свободный мир в поддержку народа Украины».