ghost
Остальное

Руслан Шевченко: Молдавские власти ждут нападения из России

Руслан Шевченко
28 апреля, 2022

Заместитель директора Института эффективной политики (Молдова), политический аналитик, доктор исторических наук Руслан Шевченко в беседе с корреспондентом «Утра Февраля» Ольгой Кортуновой рассказал о положении дел в своей стране на фоне возможного распространения российско-украинской войны на Приднестровье.

Каковы сейчас настроения в Молдове?

Напряжение растёт. Распространяются панические слухи о том, что ближайшей целью Путина является Молдова, и что до 9 мая Кишинёв будет взят. Но сам я не вижу ничего подобного ни в российских СМИ, ни в украинских. Зато на наших телеканалах об этом говорят наши аналитики, которые плохо понимают, что происходит в Украине, и часто несут бред. Но и население не понимает, что делать и куда ехать, оно встревожено. А интеллигенция надеется скрыться в Румынию. Паника, к сожалению, нарастает. Все видят, что война расширяется и всё больше затрагивает Приднестровье.

Все ждут нападения от Приднестровья?

— Нет, такое нападение исключено. Это не нужно ни приднестровскому лидеру Красносельскому, ни кому-то из его окружения, ни его кураторам. Молдавские власти ждут нападения из России.

С какой стороны она может напасть на Молдову?

Есть несколько вариантов. Российские войска могут пробиться через Николаев к Одессе, а дальше в Приднестровье – это одно из их главных направлений. Кроме того, в случае провокаций в Приднестровье Россия может высадить там свой десант. Российские самолёты всё равно продолжают летать над территорией Украины – на юге воздушное пространство закрыто достаточно слабо. Украинская ПВО работает, но и на Одессу, и на регион падают ракеты. Конечно, десантные самолёты – это не ракеты, но и такой вариант нельзя исключать. Впрочем, в России понимают его последствия – и, возможно, поэтому высадки до сих пор не было.

О каких последствиях идёт речь?

Российская группировка на левобережье насчитывает около двух тысяч человек. Предположим, будет высажен десант. В этом случае молдавские власти могут обратиться к Украине за помощью. Это, правда, открывает второй фронт, что Украине совершенно не нужно – такой шаг вынудит её распылить силы. Но зато это позволит ей за несколько дней, максимум за неделю, совершенно раздавить приднестровских сепаратистов.

Не может ли Молдова вместо Украины обратиться за помощью к Румынии?

Это исключено. Украинские СМИ пишут, что Румыния может оказать нам помощь, но это полный бред. Румыния не собирается вмешиваться в эту войну, ей это абсолютно не нужно. Да и в НАТО решили, что её члены не должны участвовать в войне. От Румынии будет моральная поддержка, политическая, дипломатическая – какая угодно, только не военная.

Может ли Молдова объединиться с Россией против Украины?

— Нет – по крайней мере, пока руководство Молдовы остаётся хотя бы внешне прозападным. И финансовую, и политическую, и дипломатическую помощь Молдова получает исключительно от Запада. Разве что в Молдове свергнут власть, заменив её пророссийской. Тогда такой альянс будет создан, и он окажется очень эффективным, поскольку на юго-западном фланге Украины появятся российские группировки, которые разорвут украинскую армию на две части.

Как это мог бы воспринять молдавский народ?

Сторонников России здесь очень много, примерно половина, и это соотношение не меняется уже лет двадцать. Изменений в этом плане не предвидится, разве что российские войска будут разбиты. Если это произойдёт, а Приднестровье вернётся в состав Молдовы, число сторонников России существенно упадёт. Но сейчас, пока российская армия наступает, этого нет и не предвидится.

Может ли Молдова вступить в альянс с Украиной?

Этот альянс Молдове не нужен. Он автоматически делает её врагом России и целью для российских ракет. А вот если российские войска появятся в Приднестровье – тогда уже деваться будет некуда. Но пока условия для этого ещё не созданы.

То, что сейчас происходит в Приднестровье – это российские диверсии?

— Да. Украине это не нужно, наоборот, ей пришлось бы оттягивать свои войска с Донбасса, где они нужнее всего. Украине не нужно давать России повод для вторжения сюда – надо делать вид, что Приднестровье вообще не существует. По крайней мере, пока украинские войска не начнут наступать.

Неизбежна ли война между Россией и Молдовой?

Говорить о войне не совсем корректно – если она начнётся, здесь через несколько дней вообще ничего не будет. Армия Молдовы – 5 800 человек. Часть этой армии уничтожили сами наши проевропейские политики, о чём они сейчас не хотят говорить. Если собрать всех, кто может воевать, возможно, тысяч десять наберётся. Приднестровье превосходит Молдову, по крайней мере, в отношении танков и военно-воздушных средств. В части артиллерии Молдова сильнее, её артиллерия может доставать до Тирасполя. На левобережье это может уравнять ситуацию. Без российского вмешательства можно вторгнуться на правобережье, даже дойти до Кишинёва, однако организация приднестровских войск не даёт шансов на это. Другое дело, что Красноселькому это не нужно, к тому же Молдова может обратиться за помощью к Украине. Поэтому понятно, что Пиднестровье нападать не будет – оно ведёт себя тише воды ниже травы. Но левобережье контролирует Москва. 

Помощь со стороны Румынии совершенно исключена?

— Абсолютно. У нас в руководстве есть дурачки с румынским гражданством, которые надеются обратиться к ней. Но есть официальная позиция Бухареста: ни при каких обстоятельствах не втягиваться в украинский конфликт. Оружие поставить могут, но воевать не будут. А зачем его нам поставлять, если тут за несколько дней всё будет захвачено, и оружие достанется России? Поставлять его нужно Украине.

Кого больше поддерживает молдавское общество – Украину или Россию?

— Около половины населения поддерживает, как я сказал, Россию. С Украиной сложные отношения. Это есть и на бытовом уровне – даже в отношении украинских беженцев. Но в войне молдавский народ на стороне Украины, поддерживает её хотя бы морально. Да и беженцев здесь принимают. Есть и политическая поддержка, и дипломатическая, но втягиваться в войну не хочет никто.

Как в Молдове относятся к Зеленскому?

— Поначалу его воспринимали как пророссийского политика, и его поддерживали наши пророссийские СМИ. Его считали чуть ли не союзником Путина, многие возлагали на него надежды. Далее отношение к нему менялось, а после начала войны он относительно популярен среди интеллигенции. Его уважают как человека, который сумел организовать сопротивление России.

Как вы оцениваете заявления Арестовича относительно Приднестровья?

— Его задача – успокаивать народ. Поэтому к его заявлениям нужно относиться скептически, хотя некоторые из них оказались пророческими. Но общая направленность – излишне победная, недаром даже некоторые украинские губернаторы ставили вопрос о его замене.

Верите ли вы в победу Украины?

— Я думаю, война затянется надолго – у Путина просто нет другого выхода. Он поставил перед своим народом огромные задачи, и для их решения он бросает в войну всё больше ресурсов. А это затягивает войну, и она закончится, возможно, не в 2022 и не в 2023 году. Даже если будет подписано перемирие, то, пока Путин останется у власти, будет соблазн нарушить его. Для Путина существование Украины – вопрос экзистенциальный, ведь это означает альтернативу России и отсутствие возрождения СССР. Молдова – другое дело, это не славянское государство. Для него возвращение Украины означает восстановление Советского Союза. А у нас подавляющее большинство населения выступает за восстановление целостности Молдовы.