«Денацификация и демилитаризация», – говорили они… Именно такими терминами Путин обозначил главные цели так называемой «специальной военной операции» в Украине. Что мы видим по прошествии почти семи месяцев этой безумной и разрушительной (как для Украины так и для России) войны?
«Денацификации» не случилось по нескольким причинам. Во-первых, несмотря на нарративы российской пропаганды, никаких «нациков, захвативших власть» в Украине так и не оказалось. Во-вторых, даже та часть украинского общества, которая до начала полномасштабного вторжения симпатизировала России, после 24 февраля кардинально изменила свое мнение. А это, между прочим, были именно те русскоязычные граждане, жители восточных и южных регионов Украины, которых Россия якобы пришла защищать. В результате именно они сильнее всех ощутили на себе все ужасы войны: лишились своих домов, иногда целых городов, потеряв родных и близких. В результате, согласно данным Киевского международного института социологии, до начала полномасштабной войны к РФ положительно относились около 35% украинцев, а вот после – всего 2%. Отличный результат, Владимир Владимирович!
Но в этом материале мы хотим сконцентрировать ваше внимание на втором кремлевском термине – «демилитаризация». Ее результаты ярко иллюстрируют весь провал и утопию путинской войны. Более того, как ни парадоксально, но последние семь месяцев показали, что именно российская армия стала чуть ли не главным «спонсором» и «поставщиком» вооружения для ВСУ. Сегодня мы разберемся, сколько российской военной техники захватила Украина и о чем эта тенденция может свидетельствовать.
Кажется, в истории еще не было войн, где бы сельскохозяйственная техника играла такую заметную роль. С первых дней войны в интернете начали появляться видео, на которых украинские фермеры буксируют брошенную российской армией военную технику. Благодаря этому появилось много мемов и шуток про отдельный род войск в составе ВСУ — «тракторные войска». Количество танков, БТРов и БМП, реактивных систем залпового огня, артиллерии, средств ПВО, бензовозов и другой российской военной техники, захваченной украинцами в первый месяц войны, хватило бы для обеспечения целой армии небольшой европейской страны.
Еще в начале марта министр обороны Украины Александр Резников заявил, что ВСУ захватили в качестве трофеев больше техники, чем получили за восемь лет от украинской оборонной промышленности. Российские солдаты массово бросали военные машины с техническими проблемами. Когда шла колонна и в ней что-то ломалось – это просто оставляли. Они рассчитывали, что территории северных областей Украины (Киевская, Сумская и Черниговская) так или иначе будут под их контролем и за оставленными танками, БМП и БМД можно будет вернуться: придут ремонтные бригады, которые смогут их эвакуировать и отремонтировать. «Русские бросали технику не потому что у них ее много, а потому что был приказ взять Киев за три дня», – комментирует первую волну захваченных трофеев военный эксперт Михаил Жирохов. Как известно, блицкриг у армии РФ не получился и уже к апрелю она вынуждена была отойти от Киева, оставив свою технику.
В результате, за первые полтора месяца войны (по состоянию на 8 апреля), по данным портала Oryx, в руках украинской армии уже оказалось более 1000 единиц трофейной военной техники РФ. Основная ее часть была отремонтирована, перекрашена и стала в строй ВСУ. В большинстве случаев речь идет о той технике, которую Вооруженные силы Украины уже использовали и умеют с ней обращаться. К примеру, российский модернизированный бронетранспортер БТР-82, который был взят на вооружение до 2013 года. Это улучшенная версия БТР-80, используемая украинской армией. Как и танки – от Т-72 до Т-90. Некоторые из них были получены в рабочем состоянии. К примеру, танк Т-90А, один из самых современных российских, его модернизировали в начале 2000-х годов за счет получения улучшенного тепловизора и динамической защиты. Помимо танков и боевых машин, которые попали в руки украинской армии, были и боеприпасы — артиллерийские и танковые. Россиянами были брошены целые склады: к примеру, в селе Королевцы Киевской области нацгвардейцы нашли схрон-склад, а в нем около ста ящиков со снарядами 125-го калибра.
Почти с первых дней войны в руки украинских военных попали и новые образцы российской военной техники. Еще 24 февраля под Гостомелем был сбит российский ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». После поражения ракетой российские летчики усадили машину и ушли, оставив практически не поврежденный вертолет. Помимо этого, в качестве трофеев ВСУ достались и настоящие «эксклюзивы»: новейшие российские средства радиоэлектронной борьбы «Житель», «Ртуть-БМ» и «Лесочек» могут быть интересны не только украинским специалистам, но и западным партнерам.
Если говорить про артиллерию, то тут цифры немного скромнее. За первые 100 дней войны было захвачено всего 122 единицы техники, но среди них есть настоящий эксклюзив. К примеру, гаубицы «Мста-С» и огнеметная система ТОС-1А. Абсолютный рекорд по количеству захваченной техники ВСУ поставили в категории «бронетранспортеры» – 446 машин. Помимо этого, украинские военные смогли захватить 17 автомобилей ПВО, 56 инженерных машин и средств РЛС, а также 233 военных грузовика.
После первых масштабных успехов ВСУ на Харьковщине в начале этого месяца, когда украинская армия за четыре дня освободила больше территории, чем армия РФ захватила за четыре месяца, в сети начали появляться мемы и комментарии, что ленд-лиз для Украины начал работать, правда, не со стороны США, а со стороны армии РФ. Позорное бегство своей армии военное руководство России прокомментировало так: «Для достижения заявленных целей специальной военной операции по освобождению Донбасса принято решение перегруппировать российские войска, находящиеся в районах Балаклеи и Изюма для наращивания усилий на Донецком направлении». Но количество фото- и видеосвидетельств с брошенной и захваченной российской техникой говорит о банальном бегстве с поле боя.
В Харьковской области украинские защитники захватили много военной техники, брошенной россиянами на позициях при отступлении или поврежденной в боях. Среди них оказались и сверхсовременные боевые машины. В частности, украинские военные отбили российские самоходные артиллерийские установки «Мста-С» и модернизированные танки Т-72Б3. Исчисляются десятками брошенные при «перегруппировке войск» боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-1. Своеобразной жемчужиной стала новейшая российская унифицированная командно-штабная машина Р-149МА1.
11 сентября украинский военный волонтер Павел Кащук опубликовал фото, на которых запечатлен захваченный российский разведывательный беспилотник «Орлан-10». Российские беспилотники не раз сбивались в ходе боев в Украине. Но последняя находка примечательна тем, что вся система «Орлан-10», включая антенны передатчиков и подробные инструкции, была обнаружена вместе с самим беспилотником. «Успехом можно назвать то, что в руки украинских военных попал полный комплект документации со станцией управления БПЛА «Орлан-10». Для специалистов по разработке систем противодействия беспилотникам это настоящий подарок», – говорит о трофее военный эксперт Михаил Жирохов.
Помимо этого, захвачено и очень много боеприпасов, причем всех калибров, поскольку, судя по всему, среди захваченного украинской армией есть склад армейского уровня – а это, по меньшей мере, 10 тысяч тонн боекомплекта.
Отдельно внимание стоит уделить танкам. Известно, что только в окрестностях Изюма в одном месте было найдено 10 современных российских танков. К слову, 10 танков – это танковая рота, полноценное тактическое подразделение. Как пишет военный обозреватель Кирилл Данильченко, речь идет о модернизированных танках Т-80БВ, которые принадлежали 4-й танковой Кантемировской дивизии, до начала вторжения в Украину она считалась одним из элитных подразделений в российской армии. Танки Т-80 – машины, которые были и остаются на вооружении украинской армии. Эти трофеи, вероятно, уже в ближайшем будущем присоединятся к какой-то из механизированных или танковых бригад ВСУ.
В освобожденном Купянске военный корреспондент Юрий Бутусов зафиксировал еще и брошенную САУ «Акация».
Помимо этого он сообщил, что под Балаклеей украинские бойцы захватили зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1». Это не новинка среди украинских трофеев – по данным наблюдателей из Oryx, ВСУ уже захватили по меньшей мере четыре таких комплекса разных модификаций. «ЗРК «Тор» – всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена. ЗРК «Тор-М1» – модификация, принятая на вооружение в 1991 году», – пишет украинский «Военный портал». «Тор» находится на вооружении ВСУ, поэтому проблем с его интеграцией в украинские противовоздушные подразделения не будет.
По данным все того же портала Oryx, за время первой волны контрнаступления ВСУ с 6-го по 10 сентября украинские военные захватили 129 единиц техники на сумму свыше 43 миллионов долларов США. Тут стоит отметить, что речь идет только о той технике, захват которой удалось подтвердить фото- или видеодоказательствами. В действительности же эти цифры будут выше.
Как пишет Forbes со ссылкой на иностранных аналитиков, ВСУ смогли захватить в несколько раз больше танков и тяжелой военной техники, чем потеряли за семь месяцев этой войны. Расклад выглядит явно не в пользу России, ведь Украина увеличила количество боевой техники без создания даже одного нового танка или снятия со складского хранения какой-либо старой машины. Учитывая позитивные тенденции по продвижению украинской армии в Харьковской и Херсонский областях, эта динамика будет сохраняться и далее. Стоит добавить: по заявлениям украинской стороны, с декабря текущего года в полную силу заработает и ленд-лиз от США, что заметно усилит украинское войско. Благодаря этим двум компонентам (трофеи и помощь западных стран) Вооруженные силы Украины способны будут нивелировать первоначальное преимущество РФ в тяжелой технике и окончательно переломить ход войны на временно оккупированных украинских территориях, а российские солдаты снова увидят свою когда-то оставленную военную технику, правда, теперь уже в несколько другом амплуа.