В лесополосе на территории освобожденного от российских оккупантов Изюма нашли массовые захоронения, речь идет как минимум о 440 могилах. Некоторые захоронения с крестами, на них – надписи. Где-то даже есть венки. Где-то нет ничего, только могила. Надписи: «ВСУ, 17 человек, с морга», «345»,«412». По словам депутата Изюмского городского совета Максима Стрельника, за время российской оккупации в городе погибло по меньшей мере 1000 мирных жителей. Начальник следственного управления полиции Харьковской области Сергей Болвинов рассказал Sky News, что все тела эксгумируют и отправят на судебно-медицинскую экспертизу для сбора доказательств военных преступлений России. Болвинов сообщил, что некоторых погибших расстреляли, некоторые погибли от артиллерийского огня и авиаударов. Многие тела еще не опознали.
15 сентября президент Украины Владимир Зеленский заявил, что процессуальные действия уже начались и проанонсировал приезд в Изюм украинских и международных журналистов, которые должны показать всему миру последствия российской оккупации. Мир не только увидел весь ужас, который произошел в Изюме, но и отреагировал на зверства российских солдат. Высокий представитель Евросоюза по вопросам внешней политики Жозеп Боррель заявил, что глубоко шокирован зверствами российских войск в Изюме и что руководство Кремля ответит за эти преступления. В свою очередь Энтони Блинкен заявил, что действия россиян вызывают ужас. Но дальше всех пошла Чехия, которая сейчас председательствует в ЕС: Прага призвала создать специальный международный трибунал с целью установить и наказать тех, кто убивал и пытал украинцев. Об этом в субботу, 17 сентября, заявил министр иностранных дел Чехии Ян Липавский. «В XXI веке такие нападения на гражданское население немыслимы и отвратительны. Мы не должны упускать это из виду. Мы выступаем за наказание всех военных преступников. Я призываю к скорейшему созданию специального международного трибунала, который расследует преступление агрессии», – сказал Липавский.
Что значит «специальный»?
Примеров, когда в мире создавались специальные военные трибуналы, не так уж и много. Пожалуй самым известным можно назвать специальный военный трибунал по Ливану, который организовали в 2009 году совместно с ООН и правительством Ливана для установления лиц, совершивших убийство бывшего премьер-министра страны Рафика Харири и привлечения их к уголовной ответственности. Тогда обвинения получили пять активистов шиитской партии «Хезболла», участвовавшие в атаке на бывшего премьера, в результате которой погиб 21 человек.
Украинское правосудие с первых дней войны работает над тем, чтобы привлечь к ответственности российских военных, которые непосредственно совершали преступления. Известно, что Украина активно сотрудничает с Международным уголовным судом, который имеет юрисдикцию расследовать военные преступления, преступления против человечества и преступления геноцида. Именно Международный уголовный суд может привлечь к ответственности как исполнителей (на уровне командиров полков или бригад), так и организаторов, которые развязали эту войну и отдавали преступные приказы. Но, поскольку ни Украина, ни Россия не ратифицировали Римский статут, согласно которому осуществляет свою деятельность МУС, этот орган не может расследовать в Украине самое главное преступление, которое в международном гуманитарном праве называют «матерью всех преступлений», – преступление агрессии. Россия подписала статут 13 сентября 2000 года, но 16 ноября 2016 года президент Владимир Путин подписал распоряжение об отказе России участвовать в Римском статуте. В СМИ это решение связывалось с вышедшим накануне отчетом прокурора Офиса прокурора МУС, оценившего положение в Крыму как международный вооруженный конфликт между Россией и Украиной и продолжающуюся оккупацию украинской территории.
Поэтому для привлечения к персональной ответственности исполнителей и организаторов военных преступлений в Украине нужно создать специальный международный трибунал.
Насколько реально привлечь к ответственности высшее военно руководство РФ?
Специальный международный трибунал должен дополнить работу Международного уголовного суда, выполнив отдельную четкую задачу – дотянуться до Путина, посадить его на скамью подсудимых и привлечь к ответственности за преступление агрессии. Около полугода Украина обращается к мировому сообществу и работает над созданием специального международного трибунала, который будет судить высшее руководство России. Это намерение уже поддержали ПАСЕ, ОБСЕ, НАТО. С рекомендациями создания специального трибунала, который сможет выдать ордера на арест Путина и высшего руководства РФ, выступил Европейский парламент.
Однако важным вопросом остается механизм создания такого трибунала. Существует несколько путей: соглашение с ООН, соглашение с ЕС или Советом Европы либо международный договор между Украиной и другими государствами. Каждый из этих вариантов имеет определенные недостатки или правовые препятствия. На самом деле легче всего для Украины было бы создать такой временный суд по решению Генассамблеи ООН. Однако мы понимаем, что в Совбезе ООН есть постоянное представительство России, которое имеет право вето и, безусловно, заблокирует такое решение. Поэтому наиболее вероятным является подписание международного договора между Украиной и другими государствами о создании такого специального международного трибунала.
«Я выскажусь предельно ясно: Украина обвиняет Россию в совершении преступления агрессии. Вместе с другими государствами, организациями и институтами мы используем все доступные инструменты, чтобы добиться справедливости для тысяч невинных жертв этого преступления, и мы не сложим руки, пока виновные не будут привлечены к ответственности», – сказал министр иностранных дел Украины Кулеба на международной конференции по привлечению России к ответственности за преступления в Украине, которая состоялась 14 июля в Гааге.
В этой ситуации предложение чешского министра иностранных дел позволит форсировать создание спецтрибунала, предшествовать которому должен коллективный международный договор. В настоящее время Украина работает над привлечением как можно большего количества стран, которые подпишут такой договор. Как заявлял Денис Маслов, глава комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики, «сначала такой договор могут подписать несколько десятков стран. И это вполне реально получить уже к концу этого года. Остальные страны смогут впоследствии присоединиться к договору».
Некоторое время понадобится и для самого процесса создания специального трибунала: необходимо решить вопросы его расположения, финансирования, структуры и, в частности, формирования международного судейского и прокурорского корпуса. Страны, поддерживающие Украину в вопросе привлечения к ответственности российских преступников, в частности, самого высокого уровня, заинтересованы создать не показательное судилище, а справедливый трибунал с обоснованными приговорами для виновных. Как отметил Европейский комиссар юстиции и верховенства права Дидье Рейндерс, «мы готовы привлечь виновных к ответственности, но для обеспечения их законности необходимо соблюдать процессуальные нормы».
В случае создания такого трибунала на основе предоставленных Украиной доказательств должен быть сформирован обвинительный акт по преступлениям России против Украины. Конечно, это не означает, что Путина и других высших руководителей России сразу задержат и доставят на скамью подсудимых. Однако именно после того, как будут такие ордера, в случае выезда на территорию стран, признавших юрисдикцию трибунала, правоохранители должны их арестовать и передать в суд.
Что касается фактического исполнения возможного приговора – действительно есть сложности. Путин собственными руками изолировал себя на территории России, вряд ли он решится в статусе подсудимого выехать на территорию страны, присоединившейся к договору о создании специального международного трибунала. Ведь он там непременно будет задержан. Однако следует не забывать, что преступления агрессии, как и другие международные преступления, не имеют срока давности. Это только вопрос времени.
Подытоживая, хотелось бы вспомнить Нюрнбергский трибунал. История показывает, что именно оглашение приговоров военным топ-преступникам на таких трибуналах способно вернуть людям веру в справедливость и надежду на действенность международного права.