Принудительная мобилизация в России, которую в Кремле называют частичной, спровоцировала скандалы, акции протеста, открытые нарушения закона и прав человека. Большинство из них касается отдаленных регионов России и субъектов федерации, которые населены в основном коренными народами. Но вопиющий случай в Москве с сотрудником IT-отдела Сбербанка, которого отправили в так называемую территориальную оборону, заставил россиян задуматься. Ведь формирование таких подразделений возможно только в случае объявления в стране военного положения.
Когда кремлевский диктатор Владимир Путин объявил «частичную» мобилизацию, он и его приспешники из Минобороны и Генштаба уверяли, что призыв коснется только тех, кто уже имеет боевой опыт.
Эта ложь была разоблачена буквально в этот же день: из регионов стали доноситься истории о мужчинах, которых призвали без воинской подготовки. Некоторые из них даже не служили в армии, также у многих были значительные проблемы со здоровьем.
Но пока число этих случаев, дошедших до публичного поля, росло, а на границах соседних стран количество машин неумолимо увеличивалось, власти старались обходить эту тему стороной. Но когда подобная история приключилась в столице и московскому программисту вручили повестку, все заиграло другими красками.
По мировому опыту большинство революций начинались со столиц. Сейчас Махачкала активно пытается эту тенденцию разрушить, но факт остается фактом: настоящий гнев народа чаще всего проявляется именно в столице того или иного государства. В Кремле это отлично понимают, поэтому не могут бросить Красную площадь на растерзание недовольных режимом и несогласных умирать.
На следующий день после объявления Путиным мобилизации, 22 сентября, в сети появилась информация, что повестка пришла московскому 32-летнему IT-специалисту Виктору Бугрееву, хотя он никогда не служил в армии.
Сам Виктор рассказал, что «письмо счастья» он получил накануне, через несколько часов после обращения президента. Бугреев является кандидатом экономических наук и работает в Сбербанке IT-специалистом, никакого военного опыта не имеет. В военкомате сказали, что его «группа В» в военное время подлежит призыву. Подготовка должна была проходить в Подмосковье.
«Когда я пришел, выдали повестку, по которой сегодня же я должен отправиться в войска. Я никогда не служил, не проходил воинскую службу, не имею военной специальности, у меня не было военной кафедры. Поеду, что делать. Или уголовное дело… Сегодня пришел, сегодня и отправляют», – сказал Бугреев.
Но потом случилось буквально невероятное: московский военкомат пересмотрел свое решение. После резонанса в соцсетях Бугреева отпустили, назначили еще один визит в военкомат для сверки документов и сказали, что «будут искать для него место айтишника в московской теробороне». Что такое московская тероборона и почему кандидата наук, который не служил, призывают, так и не объяснили.
Случай айтишника Виктора Бугреева не единственный. Мобилизованные в Петербурге и Москве сообщают, что их якобы зачисляют в отряды теробороны. Закономерно, что их объединяет то, что они живут в крупных и, по сути, главных городах России.
Колпинский военкомат Санкт-Петербурга прислал повестку о мобилизации 42-летнему Александру Иванову. Известно, что он отслужил в морской пехоте с 1998 по 2000 год, но не участвовал в боевых действиях.
Однако говорить, что набор в тероборону исключительно московское и питерское явление, тоже не совсем корректно. СМИ опубликовали видео из Ставропольского края, на котором представитель военкоматов рассказывает новоприбывшим, что их ждет.
Там тоже речь идет о подразделениях теробороны, однако не в родном Ставрополье, а в оккупированных Донецке, Луганске и Херсоне. Мобилизованные должны будут охранять административные здания и инфраструктуру, а на передовую попадут те, кому «не повезет».
Создается впечатление, что в Москве и Санкт-Петербурге тероборона стала так называемым громоотводом, а вот в регионах ею скорее прикрывают отправку на оккупированные территории, а впоследствии и на фронт.
Официально в комиссариате убеждают призывников в том, что в зону боевых действий их точно не отправят, а пока будут только обучать. Особенно нужны тыловики и связисты.
В военкоматах отчитываются, что причина того, что в городах-миллионниках создается полк территориальной обороны, – не страх перед протестами, а защита города. Но защита от кого?
По закону территориальная оборона создается в период действия военного положения. Оно объявляется указом президента. На данный момент такого указа нет. Такая оборона ведется на территории РФ или в отдельных ее местностях, где введено военное положение. Об этом в своем telegram-канале пишет известный юрист и правозащитник Павел Чиков. Он рассказал, в чем заключается деятельность этих подразделений:
Кремль пока не признает, что рассматривает введение военного положения в России. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Однако все действия преступной российской власти, по мнению экспертов, указывают на то, что такое решение все же будет принято. Для этого лишь нужен формальный повод.
На оккупированных территориях Донбасса местные «власти» уже активно говорят о том, что в так называемых «ЛДНР» после вхождения в состав России нужно вводить военное положение. И такое решение примут вместе с Москвой.
В современной России военное положение никогда не вводилось. Однако первые результаты мобилизации показали, что нужно найти основание не выпускать людей из страны. СМИ со ссылкой на источники в государственных органах пишут, то введения ВП как минимум в ряде приграничных областей – то, о чем Владимир Путин активно говорит со своими приближенными. Скорее всего, это совпадет с запретом на выезд из страны мужчин призывного возраста.
В период военного положения права и свободы граждан могут ограничиваться, но только в случае, если это нужно «для обеспечения обороны и безопасности государства». Кремль успешно справляется с этой задачей и сейчас. Однако чем хуже дела на фронтах, тем больше Путину нужны хоть какие-то законные основания заставить россиян пойти на добровольную погибель.