ghost
Остальное

Новый пакет санкций для России

8 апреля, 2022

США и Великобритания объявили о новых санкциях в отношении России в связи с военными преступлениями в Буче. Обе страны запретили инвестиции в Россию. США ввели полные блокирующие санкции против Сбербанка, Альфа Банка, дочерей Путина и членов семьи Лаврова, главы госкорпораций… Отдельно вводятся санкции против «крупнейших и критически важных» российских госкомпаний.

Общее число санкций перевалило за 8 000. Это больше чем у Ирана, Северной Кореи, Сирии. Как долго может просуществовать режим в таких условиях «Утру Февраля» рассказали эксперты.

Экономист Константин Сонин

— Санкций очень много, они  беспрецедентны, никогда ни на какую страну (и на такое количество людей, находящихся в бизнесе) не было направлено столько санкций; более того, эти санкции более тяжелые, чем, скажем, для Ирана — Россия была более богатой и развитой страной в момент, когда эти санкции накладывались, соотвественно многие хитрые финансовые санкции больно бьют по российской экономике. С другой стороны, никакие санкции не являются атомной бомбой — они не могут остановить экономику мгновенно. Те, что уже существуют, гарантируют то, что Россия перестанет развиваться, Невозможно представить экономическое развитие под такими санкциями. Если когда-нибудь Россия будет возвращаться к уровню развития 2021 года, когда-то начнет расти, нужно будет вести переговоры, отменять внутренние законы, возвращаться как минимум, к ситуации 2021 года, а лучше, на 10 лет назад, и только тогда начать развиваться.

Основное ограничение этих санкций — не экономическое, а политическое, если представить, что санкции работают, правительство действует, как оно действует сейчас, жизнь людей ухудшатся, потом стабилизируется на неком плохом уровне, и постепенно ухудшается  — это может длиться десятилетиями, как в Северной Корее.

Трудно представить, что мы откатимся в какой-нибудь 1989-й год и не произойдет каких-нибудь политических изменений. Думаю, что сиди мы экономически попадем в 1989 или 1990, а если все будет продолжаться как сейчас, это произойдет через 3-4 года, тогда будут большие политические потрясения. Если предпринять какие-то резкие политические движения раньше, можно этот кризис спровоцировать раньше.

В мировой истории были случаи, когда санкции накладывались для достижения конкретной цели, например, чтобы откуда-то вывели войска. Или  чтобы ЮАР отказалась от политики апартеида. Тогда снятие санкций происходит вслед за выполнением требований. Отменили политику апартеида, объявили о реформах, начали их проводить, стало понятно, что то неотменяемый процесс —  санкции стали быстро сниматься. Сейчас, если Россия перестанет  атаковать Украину, выведя свои войска из Украины, тогда какие-то санкции будут отменены сразу же. Но полная отмена будет продолжаться долго. Возможно, что часть того, что сейчас выглядит санкциями, превратится в выплату репараций. Выплату денег на восстановление украинской экономики — украинские компании, правительство, граждане могут подавать иски к Российскому государству, требуя, чтобы собственность этого государства, которая была заморожена заграницей, была использована для восстановления Украины.

Наконец, значительная часть того, что происходит в российской экономике, связана с военными мобилизационными мерами, которое предпринимает российское правительство, и пока само правительство их не отменит, санкции не снимут.

Политолог Мария Снеговая 

— Запад возлагает большие надежды на экономические санкции для прекращения войны. Россия сейчас является самой санкционной страной в мире, в этом она обогнала Иран. В результате экономика России, вероятно, серьезно пострадает: ВВП резко упадет, инфляция резко возрастет, а некоторые отрасли (например, авиационная) увянут. Но приведет ли что-то из этого к ослаблению режима?

Реакция Кремля на данный момент свидетельствует о том, что в его распоряжении все еще есть инструменты для защиты от полного экономического краха. Хотя российскому центральному банку действительно пришлось ввести контроль за движением капитала и обязать конвертировать 80 процентов экспортной выручки в рубли, он все же может предоставить банкам достаточную ликвидность, чтобы погасить свои обязательства и остановить банковскую панику. А деньги продолжают поступать в Россию благодаря экспорту энергоносителей. До войны Запад платил России в среднем около 500 миллионов долларов в день за нефть и газ. С момента вторжения в Украину  Евросоюз заплатил России за топливо 35 миллиардов евро (38 миллиардов долларов), что в 35 раз больше, чем то, что она отправила Украине для укрепления своей обороны от России (1 миллиард евро или 1,1 миллиарда долларов). Экспортная выручка России в сочетании с сокращающимся импортом, скорее всего, создаст в этом году достаточно большое положительное сальдо внешней торговли. Федеральный бюджет останется сбалансированным или профицитным, отчасти из-за девальвации рубля. По некоторым оценкам, от 60 до 70 процентов ВВП России в настоящее время приходится на секторы, связанные с государством, многие из которых защищены от внешних потрясений из-за государственного спроса на оборону, образование, здравоохранение и связь. А Турция, Китай и другие не западные производители помогут компенсировать большую часть импортных эмбарго.

Россия не только имеет определенные гарантии против полного экономического коллапса, но и добилась того, что огромная часть населения зависит от государства. Российский режим, в котором Путин является единственным центром, сохраняет лояльность людей, раздавая трофеи, включая правительственные назначения, деловые контракты, рабочие места и тому подобное для поддержания поддержки. Путин и его соратники обеспечивают политическую поддержку и мобилизуют избирателей именно за счет выплат из государственной казны в виде пенсий, пособий и заработной платы. От государства зависят не только группы населения с низким доходом, такие как пенсионеры. Но и большая часть российского среднего класса, 48 процентов которого работало на государство в 2018 году. Пока режим может поддерживать выплаты населению, вызванная санкциями экономическая стагнация и отсутствие инвестиций не окажут серьезного влияния на популярность Путина.

Но в долгосрочной перспективе западные санкции, конечно же,  затронут население.

Экономический обозреватель Борис Грозовский (автор телеграм-канала EventsAndTexts)

— Любая страна, способная обеспечить себя продовольствием, может прожить в условиях санкций сколь угодно долго. Правда, жить придется в условиях Ирана или Северной Кореи.

К сожалению, Путин и его друзья выбрали именно такой путь, с Международным судом ООН в конце. Для населения — это путь бедности, социальных лишений и несвободы. Команда Путина убедила часть населения России, что это оптимальный путь к возрождению величия страны, часть — в том,  что у России нет других вариантов поведения. Еще часть запугали, посадили или вынудили уехать.

Думаю, теперь шансов на реализацию других сценариев, кроме эскалации санкций и Гаагского суда в конце, не осталось. Чем сильнее санкции, тем сложнее России будет воевать. Поэтому запрет на экспорт всех энергоресурсов из России кажется необходимой мерой.

Экономист (заместитель министра финансов Российской Федерации и первый заместитель председателя правления Центрального банка России) Сергей Алексашенко 

— Давление санкций не измеряется их количеством. Например, если в России 450 депутатов Госдумы, а в стране Икс — только 100 членов парламента, и всех подвели под санкции, то нельзя сказать, что в России санкции в 4,5 раза сильнее.

Нет таких санкций, которые могут уничтожить экономику, особенно в такой стране, как Россия, которая является крупным поставщиком сырья, без которого мировая экономика пока обойтись не может.Тем более, санкции не приводят к смене режима — здесь, вообще, нет никаких закономерностей и правил.

Экономист, профессор финансов Максим Миронов

— Я считаю санкции бесполезными. Давайте рассмотрим, что такое санкции — они похожи на лекарство. В начале войны России дали лошадиную дозу. Они приведут Россию к краху экономики. Вопрос: повлияло ли это на то, чтобы Путин прекратил войну? Ответ: нет. Он по-прежнему ведет войну самыми бесчеловечными методами.

Если увеличить санкции еще на 10% — поможет ли это? Волнует ли Путина жизнь населения страны? Нет. Путин готов положить население Украины и население России. Мне кажется санкции — это уже не очень эффективно. Они занимают некоторое время. Эффект от них придет через три месяца. Готовы ли мы ждать эти три месяца  и терпеть продолжение войны?

С этой точки зрения санкции бестолковы. С точки зрения именных санкций — эти люди итак уже невыездные. Их «санкции» от ФСБ гораздо жестче.

Политолог Михаил Комин (автор телеграмм-канала Komintary)

— Общее число, 8 257 санкций — звучит колоссально. Надо разобраться, откуда  оно берется. Статистика сайта,  который приводит эту цифру,  работа так: сайт собирает санкции, введены всеми странами, и просто их складывает. Н пытаясь выделить санкции про одно и то же. Поэтому единица наблюдения этих  санкций — это одна санкция, введенная одной страной. На втором месте по санкциям идет Иран, на третьем Сирия. На четвертом — Северная Корея. если Иран, Сирии Свиную Корею сложит вместе, то получится примерно столько же, сколько у России. Конечно, это беспрецедентный в истории случай, более санкционированного режима в мире, чем у РФ до сегодня  не было, это симптоматичный знак.

С другой стороны нужно понимать, что в Рolitical Science есть давний спор о том,  влияют ли санкции на авторитарные режимы и диктатуры — мы знаем много исторических примеров, когда санкции ни на что не влияли, вспомним Кубу — она всю дорогу жит под санкциями, сильными. Режим там сменился после смерти диктатора. Однако, санкции, введенные в Иране против энергосектора привели к тому, что Иран согласился пойти на переговоры с Западом и свернул (сделал более публичной) свою ядерную программу.

По большому счету, среди ученых есть консенсус, что санкциями, особенно секторальными, нельзя добиться добиться существенной трансформации политического режима. Как это работает: санкции вводятся, для того, чтобы пресечь возможность эскалации — чтобы пресечь возможно у страны, против которой они направлены, добиваться своих целей,  например у Ирана — финансировать свою ядерную программу, и это удалось. Санкции против России введены для того, чтобы сбить ее военный потенциал, остановить войну. Насколько они помогают прекращению войны, мы пока не видим, но возможно, переговорный процесс свидетельствует о том, что РФ озабочена этими санкциями и российская элита переживает, что военного потенциала для продолжения боевых действий будет не хватать, и поэтому это склонит Россию к переговорам.

Итак, первая цель санкций — склонить авторитарный режим  к отказу от его целей. Вторая — сделать так, чтобы режим поменялся. И как раз не персональные, а отраслевые санкции против России  направлены  на это, но с этой целью не справляются, и не могут справиться. Они уничтожают экономику, понимают уровень жизни. А авторитарный режим устроен так,  чтобы обеспечивать лояльность элит и электората. Авторитарный лидер просто за меньшие деньги может покупать их лояльность. Поэтому Российский режим может просуществовать под санкциями очень долго. На жизнь режима они никак не влияют. Ну или будет пытаться их минимизировать, свернув боевые действия. Или ограничиться меньшими достижениями, например, забрать Донбасс и не трогать Киев, Одессу, другие города Украины.

Вика Федорина