ghost
Остальное

Обреченное форсирование реки Северский Донец — символ опасности войны на востоке

фото: The New York Times
26 мая, 2022

  • Не сумев захватить крупные города, такие как Киев, или отколоться от всего побережья Черного моря, российские военные попытались окружить украинские войска на востоке
  • Российская армия стремилась продвинуться как с севера, так и с юга, чтобы закрыть единственную оставшуюся линию снабжения Украины в город Северодонецк
  • Украинские военные сопровождали репортеров The New York Times на место, которое находится на линии фронта

«Утро Февраля» публикует перевод репортажа издания The New York Times, журналист которого посетил место битвы возле реки Северский Донец в районе Белогоровки в Луганской области. Представители ВСУ рассказали корреспонденту NYT, что российские военные в первой декаде мая пытались форсировать реку, но потерпели поражение, потеряв около 400 солдат.

 

Окружение — тактика, используемая обеими сторонами в войне между Россией и Украиной, которая в то же время может быть сопряжена с большими рисками.

На берегу реки под палящим весенним солнцем разворачивалась сцена хаоса: взорванные танки, обломки понтонных мостов, кучи веток, срезанных взрывами, и тела российских солдат, наполовину погребенных в грязи.

В лесу во время короткой прогулки обнаружили куски разорванной российской военной формы, свисающие с деревьев, жуткое напоминание о военных, которые здесь погибли.

Неудачная переправа через реку в течение нескольких дней в начале мая оказалась одним из самых смертоносных сражений для российской армии, которая пыталась окружить украинских солдат в городе Северодонецке, но вместо этого российские войска были окружены с одной стороны рекой, а с другой — украинской армией. В результате этого по меньшей мере 400 российских солдат погибли, в основном — от артиллерийских обстрелов.

По мере того как война перемалывает холмистые равнины и леса Восточной Украины, маневрирование войсками в значительной степени превратилось в попытки захвата. Но, как показала смертельная встреча на мосту, эта тактика сопряжена с серьезными рисками.

Не сумев захватить крупные города, такие как Киев, или отколоться от всего побережья Черного моря, российские военные попытались окружить украинские войска на востоке. Эти усилия труднодостижимы сейчас, когда Украина заблокировала один из основных маршрутов наступления вблизи города Изюма.

Таким образом, ближайшей целью российских сил стало окружение Северодонецка, самого восточного города на Донбассе, все еще находящегося под контролем Украины. Артиллерийские обстрелы российских войск, приближающихся с трех сторон, опустошили город, выведя из строя водоснабжение и электричество и за последние сутки убив по меньшей мере шесть человек.

Российская стратегия заключалась в том, чтобы использовать инструмент огромной артиллерии своей армии, чтобы нанести удар по украинским войскам, добиваясь постепенных успехов в Луганской области Донбасса. Военные аналитики и представители западной разведки считают, что силы Москвы столкнутся с жестокими городскими боями, если они попытаются полностью захватить Северодонецк, и будут изо всех сил пытаться начать наступление глубже внутрь Украины.

Окружение — это мучительная перспектива для солдат.

«Я стараюсь не думать об этом, — сказал рядовой Иван Сичкарь, украинский солдат, наблюдающий за уничтожением окруженных российских сил. — Если я думаю о том, что меня окружат, у меня не остается времени, чтобы сделать что-то еще».

Российская армия пыталась продвинуться как с севера, так и с юга, чтобы закрыть единственную оставшуюся линию снабжения Северодонецка Украиной.

Во вторник российская армия наступала с юга, заставляя украинские войска отступить из небольшого городка Светлодарска, чтобы российские силы не окружили город и не заманили в ловушку украинских солдат. А на своем брифинге в среду вечером украинский Генеральный штаб рассказал об усилении атак российскими вертолетами и самолетами для поддержки наземных войск на востоке.

Поскольку Россия только останавливает прогресс в Украине, президент Владимир Путин в среду решил укрепить свою поддержку внутри страны, объявив о повышении пенсий и минимальной заработной платы и совершив свою первую поездку на встречу с ранеными солдатами. 

«Они все герои», — сказал он в военном госпитале.

Путин также подписал указ, открывающий ускоренный путь к российскому гражданству для украинских жителей районов, контролируемых российскими военными, что является еще одним шагом к аннексии территории на юго-востоке Украины, которую оккупировала Россия.

В то время как Путин пытался успокоить простых россиян, западные союзники Украины пытались усиливать давление на его правительство. В среду в Анкаре состоялись переговоры между Турцией, Финляндией и Швецией по поводу обеспокоенности Анкары о заявке двух скандинавских стран на вступление в НАТО. На пресс-конференции после пяти часов переговоров Ибрагим Калин, пресс-секретарь президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сказал, что необходимы дополнительные переговоры.

«Турция не находится под давлением, — отметил Калин. — Невозможно, чтобы какой-либо процесс продолжался без удовлетворения проблем безопасности Турции».

Стратегия окружения принесла далеко идущие политические выгоды для России в ходе ее более длительного конфликта в регионе, в котором поддерживаемые РФ сепаратисты сражались с украинскими силами в течение восьми лет — до полномасштабного российского вторжения в этом году. Два соглашения о прекращении огня, известные как Минские соглашения и рассматриваемые как заключенные на выгодных для России условиях, последовали за успешным российским окружением украинских войск на востоке в 2014 и 2015 годах.

Но в Белогоровке, крошечном угледобывающем городке на берегу реки Северский Донец, в начале этого месяца ситуация изменилась, по крайней мере, временно замедлив продвижение России.

Украинские солдаты, принимавшие участие в бою, стали называть участок «ухом» за лопастную петлю в реке, где происходили самые ожесточенные бои. Украинские военные сопровождали репортеров The New York Times на место, которое находится на линии фронта, сформированной на большей части Донбасса бурлящей, быстротекущей рекой, разлившейся от весенних дождей.

Солнечный свет проникает сквозь листву густого, тихого леса на пойме реки, которая была зоной убийства. Комары жужжат. Местами запах разлагающихся трупов ошеломляет.

«Российские тела начинаются здесь», — сказал рядовой Сичкарь, обогнув поворот грунтовой дороги, простирающейся примерно на милю через лес до берега реки. Только в этом месте было разбросано 15 сожженных бронетранспортеров.

«Россияне хотели небольшой победы, — сказал в интервью полковник Дмитрий Кащенко, украинский офицер, который командовал контратакой на понтонном мосту. — Они пытались в Киеве, они пытались в Харькове, и они проиграли. Они пытались хоть что-то выиграть».

Река Северский Донец, которая прокладывает извилистый путь через Восточную Украину, образует естественный барьер для продвижения России. Подходящих мест для понтонных переправ немного, говорит полковник Кащенко.

Ему приказали отправиться на одну из переправ 8 мая, после того как россияне развернули понтоны и перебросили солдат в лес на ближнем берегу. Украинская пехота продвинулась в этот район на следующий день, но была отбита, понеся потери, рассказывает полковник.

По его словам, россияне поспешно заложили новые понтоны и направили бронетехнику, но они не смогли прорвать украинскую оборонительную линию. Десятки бронемашин и пехотинцев оказались в ловушке и были изувечены украинской артиллерией. Украинцы также нанесли удар по российским войскам, участвовавшим в мостовых работах на дальнем берегу.

Как сказал полковник Кащенко, бомбардировка включала в себя первые обстрелы из недавно прибывшего американского артиллерийского орудия M777.

Полковник Кащенко отметил, что он предложил вражеским силам сдаться, крича в громкоговоритель: «Россияне, сдавайтесь!» Но уточнил: «Я не знаю, слышали ли они нас».

Некоторые вражеские солдаты спаслись, переплыв реку, сообщили украинцы. Им еще предстоит собрать останки россиян, разбросанных по лесу.

В пятнистом свете, пробивающемся сквозь листья, можно было увидеть выброшенную еду и личные вещи — спальный мешок, бутылки с гелем для душа, банки с говядиной, пакет картофеля, чай в пакетиках и сандалии-шлепанцы.

Украинские солдаты нашли удостоверение на медаль, выданное российскому полковнику за более ранние боевые действия на войне. Это называлось «наградой за военное превосходство».

Рядом с выведенным из строя российским танком лежала картонная коробка, по-видимому, использовавшаяся для перевозки припасов. На ней было странное сообщение для подразделения на войне: «Всегда верьте, что вот-вот произойдет что-то замечательное».

Генерал Филип М. Бридлав, бывший Верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе, провел различие между украинской тактикой нападения на российскую бронетехнику и войска с помощью артиллерии и российскими бомбардировками городов и поселков.

«В большей части Украина пытается вести маневренную войну, чтобы вернуть территорию и перекрыть пути снабжения, — сказал генерал Бридлав. — А Россия в большинстве своем ведет изнурительную, основанную на истощении войну».

О неуклюжей понтонной переправе России он сказал: «Россияне сделали что-то плохое, что довольно трудно, но даже это вы делаете великолепно».