Однако такая прямолинейная политика могла бы нанести больше вреда, чем пользы. В Кремле не раз заявляли, мол, «Запад наносит удар по простым россиянам». А эмигранты из России также подпадали под разного рода ограничения, несмотря на свою антивоенную общественную позицию. Берлин решил первым исправить эту ситуацию.
Германия будет предоставлять немецкую национальную визу, вид на жительство и разрешение на работу. Все это оформлять обещают быстро и без лишней бюрократии.
Приемом россиян будет заниматься немецкое Министерство иностранных дел. Проживать в Германии им разрешается неограниченное время, вплоть до окончания действий, которые вынудили их покинуть страну. Другими словами, пока в России будут продолжаться репрессии.
Министр внутренних дел ФРГ Нэнси Фезер заявила: «Мы предлагаем россиянкам и россиянам, которые подвергаются преследованиям и угрозам, защиту в Германии. А в особенности российским журналистам мы предоставим возможность свободного и независимого освещения событий из Германии».
Решение Германии продиктовано репрессиями в самой России, которые власть проводит из-за сопротивления войне с Украиной. В немецком МВД уточняют: к категориям повышенного риска гонений относятся россияне, которые занимаются адвокатской деятельностью, особенно по защите диссидентов, представителей внепарламентской оппозиции и их сторонников, правозащитников, а также сотрудников организаций, объявленных «иноагентами».
Отдельно можно сказать и про журналистов, им также готова помочь Германия, чтобы они могли освещать события объективно, непредвзято и не бояться преследований со стороны государства. В Берлине отмечают и бывших журналистов государственных СМИ, которые были уволены за их позицию по войне с Украиной. Неизвестно, много ли таких сотрудников всего, но самый известный пример — Мария Овсянникова, которая ворвалась в прямой эфир Первого канала с плакатом «Нет войне».
Такое предложение не мог оставить без внимания новый топ-спикер российской власти, заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев: «Пусть такие едут к немцам как можно скорее. И желательно безвозвратно под страхом уголовной ответственности за фейки о Вооруженных силах».
Как известно, место сидения определяет точку зрения, поэтому стоит вспомнить, как видел Медведев проблему в 2006 году, будучи вице-премьером. Тогда он хотел выделить 195 миллиардов рублей на преодоление демографического кризиса.
В 2013-м уже на должности премьер-министра Медведев заявил: «Важно закрепить положительный демографический тренд последнего времени, который всех нас, конечно, очень радует», — говорил он за год до вторжения в Крым.
В 2016 году Медведев уже ставил цель — увеличить рост населения до 147,5 миллиона человек уже в 2020-м. В итоге 1 января 2022 года, численность населения России, по данным Росстата, составила 145,4 миллиона человек.
В первый месяц войны из России выехали десятки, если не сотни тысяч людей. Информацию подтвердили даже в ФСБ, в подчинении которой работает пограничная служба. За столь короткий период в Армению выехали 134 тысячи россиян, в Грузию — 38 тысяч, в Узбекистан — 53 тысячи и так далее. Все эти цифры вдвое-втрое больше, чем за аналогичный период 2021 года.
В списке отсутствуют европейские страны, так как попасть туда из России сейчас непросто. Признавать сам факт массовой эмиграции властям явно не хотелось бы, поэтому через две недели министр цифрового развития озвучил новые цифры, правда уже с альтернативной методикой подсчета.
«Минцифры России получило анализ операторов связи по SIM-картам — сколько уехало и сколько из них вернулось с момента начала «спецоперации». Цифры обнадеживающие. Около 80% SIM-карт, которые уехали с 24 февраля, вернулись в страну. Айтишники составляют значимую часть этой аудитории», — заявил глава Минцифры Максут Шадаев.
Как именно по SIM-картам определяли, кто айтишник, а кто нет — неизвестно, но власти, очевидно, не может быть безразлична массовая эмиграция. Без самых активных и работающих граждан государство попросту существовать не сможет.