После месяца ожесточенных споров Евросоюз все-таки согласовал шестой пакет ограничений против России. В него вошло расширение списка персональных санкций, отключение от системы SWIFT трех российских банков и запрет государственных медиа. Самым острым вопросом было безальтернативное эмбарго российской нефти. Его приняли, но с некоторыми исключениями. А вот запланированный запрет для россиян покупать недвижимость в Евросоюзе и вовсе не вошел в список ограничений. Кроме нефти, в шестом пакете санкций: запрет на консалтинговые услуги российским компаниям; санкции против Алины Кабаевой и, вероятно, патриарха Кирилла; запрет еще трех телеканалов; санкции против десятков военнослужащих, предположительно ответственных за жертвы среди мирного населения в Буче.
Евросоюз долго шел к запрету российской нефти. Еврокомиссия вместе с послами искала пути добиться от всех стран-членов консолидированного решения, предлагая разные варианты отказаться от российской топлива, не понеся серьезных убытков.
Изначально было понятно, что резкого и полного отказа от российской нефти Европа согласовать не сможет. Каждая отдельная страна просчитала все риски и вынесла вердикт. В итоге приемлемым для всех решением оказалась так называемое частичное эмбарго, которое должно вступить в силу через несколько месяцев.
Ограничения затронут 75% импорта российской нефти. Но страны, не имеющие выхода к морю, такие как Венгрия, Чехия и Словакия, продолжат закупать топливо по трубопроводу «Дружба», пока не придумают способ адаптироваться. Для Венгрии, например, нужно увеличить пропускную способность нефтепровода Adria, идущего из Хорватии. Это требует дополнительного обсуждения и финансирования. Важно, что транзитные Германия и Польша обязались не отбирать нефть из нефтепровода «Дружба». Это означает, что активной останется только его южная ветка, по которой прокачивается лишь 250 тыс. б/с, и ЕС к концу года откажется от 90% российской нефти. «К вопросу о том, что делать с оставшимися 10% трубопроводной нефти, мы вернемся достаточно скоро», — пообещала накануне президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что такие действия могут помочь в решении сразу двух задач. Прежде всего, эмбарго резко сократит импорт российской нефти, что может уменьшить расходы на войну в Украине. Но это — локальные последствия. В долгосрочной перспективе заперт на топливо снизит зависимость всего мира от российских энергоресурсов.
В то же время ЕС признал, что эмбарго не может помешать России продавать нефть в другие страны.
«Мы не можем помешать России продавать нефть другим странам, мы не обладаем такими возможностями, но мы являемся главными клиентами России», — сказал глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.
Принятие частичного эмбарго стоило Европе много сил, споров и времени. Но еще более трудоемким будет процесс поиска новых поставщиков нефти. Переговоры уже ведутся с Ираном, Венесуэлой, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Задача номер один — не допустить инфляции и повышения цен на европейских заправках.
Насколько российская экономика готова к почти полной потере самого крупного покупателя нефти? Российские аналитики в один голос заявляют, что финансовая система страны выдержит. Главный аргумент: суммы потерь не критические, а новые рынки сбыта найдутся очень быстро.
Но Кремлю придется искать других импортеров в срочном порядке, а значит делать большие скидки. Согласно оценке Bloomberg, РФ лишится 22 млрд долларов в год в результате нефтяного эмбарго. В том числе из-за того, что Москве придется продавать топливо в Азию не по той цене, на которую рассчитывали в Кремле.
Но фору дает то, что Европа намного больше зависит от российского газа, а на него эмбарго вводить пока никто не собирается. Уже звучат категоричные заявления о том, что вопрос голубого топлива точно не станет темой обсуждения в ходе рассмотрения следующих пакетов санкций. А это значит, что нефтегазовый сектор России в целом не станет убыточным.
Однако, если России все-таки придется сокращать экспорт нефти, в будущем это может существенно сказаться на ее способности эту нефть добывать. Месторождения будут буквально становиться непригодными из-за отсутствия там постоянной активности. А это действительно самый худший сценарий для нефтяной экономики, который фактически работает как бомба замедленного действия.
Даже неполный запрет на основную экспортную статью России нанесет заметный удар по ее финансам, отмечает WSJ. В 2020 году три четверти из 2,8 млн б/с, которые Россия отправляла в Европу, шли по морю.
Россия будет недополучать $22 млрд нефтяных доходов в год, считает Bloomberg. Из них $12 млрд — потери от перекрытия экспорта по трубе в страны Северной Европы. Еще $10 млрд — от запрета на морской экспорт. Эту нефть придется перенаправить в Азию, где Urals сейчас продается со скидкой $34 за баррель к Brent. На экспорте нефти в Венгрию, Чехию и Словакию Россия продолжит зарабатывать $6 млрд в год.
Пока весь мир делал прогнозы по поводу того, перестанет ли Венгрия бойкотировать нефтяное эмбарго, другие санкции из шестого пакета отошли на второй план.
А Европейский союз тем временем вслед за США и Великобританией отключил Сбербанк от системы SWIFT. В учреждении, конечно, поспешили успокоить клиентов обещанием, что для них ничего не изменится.
«Банк работает в штатном режиме, основные ограничения против него уже действуют. Отключение от SWIFT не меняет текущую ситуацию в международных расчетах. Внутрироссийские операции не зависят от SWIFT и будут проводиться банком в стандартном режиме», — заявили в пресс-службе Сбербанка.
Действительно, на внутреннем рынке санкции не отразятся. Банки работают на собственном аналоге платежной системы, для связи с азиатским рынком используют китайский «двойник» SWIFT.
Однако «Сбер» занимает около 37% всего банковского сектора России. Отключение от SWIFT принесет много головной боли самим банкам, сделает процесс их работы медленным и неудобным. А риск проблем с международными операциями становится более высоким.
Борьба с влиянием российских медиа на жителей Европы началась едва ли не с первых дней войны в Украине. Некоторые издания закрывали еще за несколько месяцев до этого.
Новые запреты на российские государственные СМИ вошли и в шестой пакет санкций. Так решили на саммите в Брюсселе. Пока названия этих изданий на официальном уровне не сообщаются. Скорее всего, речь идет о телекомпаниях «РТР Планета», «Россия 24» и «ТВ-Центр».
Кто стал объектом новых персональных ограничений Европы, пока также не сообщается. Ведь шестой пакет санкций пока имеет статус политической договоренности, а не вступившего в силу документа. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель предполагает, что в списке может оказаться патриарх Кирилл.
Камнем преткновения для согласования шестого пакета санкций оказалась не только нефть, но и жилье. Из списка пропал запрет на покупку недвижимости. В начале мая европейские СМИ активно писали о том, что сделки массово приостанавливаются.
Мера должна была затронуть всех россиян, которые не являются гражданами Евросоюза и не обладают видом на жительство в ЕС. Однако, как и у нефтяного эмбарго, у запрета на покупку недвижимости оказался свой ярый противник — Кипр.
Судя по всему, именно случай с ультиматумом Будапешта привел к такому прецеденту касательно других пунктов. Ведь для Кипра продажа недвижимости имеет такое же стратегическое значение, как и российская нефть для Венгрии.