ghost
Остальное

Когда наступит перелом в войне?

фото: AP
7 июня, 2022

Кильский Институт мировой экономики (ФРГ) опубликовал красноречивую инфографику, иллюстрирующую вклад разных стран в военную поддержку Украины, как она складывалась на 24 мая. Абсолютным лидером в этом, как и следовало ожидать, являются Соединенные Штаты, которые поставили военной продукции Киеву почти на 26 млрд долларов. На втором месте с большим отрывом идет Великобритания. Она отправила Украине вооружений на сумму 2,5 млрд долларов. На третьем месте Польша — 1,62 млрд долларов.  Показательно, что такие маленькие страны, как Эстония и Латвия (соответственно 0,25 млрд долларов и 0,23 млрд долларов), существенно опережают в военных поставках Украине такую крупную и богатую страну, как Франция (0,17 млрд долларов).

Однако важен, естественно, не только объем военной помощи, измеряемый в долларах, но и качественные характеристики вооружений. О том, что поставляется сейчас, что может появиться у ВСУ в скором времени и как это повлияет на ход боевых действий, каналу «Утро Февраля» рассказал известный российский военный обозреватель Николай Колесников.

В украинскую армию уже начали поступать первые американские реактивные системы залпового огня (РСЗО) на колесных шасси HIMARS, а также аналогичные им РСЗО M270 MLRS, которые собирается предоставить Украине Британия. У последних дальность стрельбы до 80 км. Как бы вы прокомментировали поступление этого и другого тяжелого вооружения в украинскую армию?

— Сейчас в Украину много чего приходит, а будет еще больше. Это и новая артиллерия, и новые системы залпового огня. Должны также начать поступать тяжелые беспилотники. Пока в украинские войска направлялись лишь пробные образцы, но, в принципе, их могут поставлять сотнями.

Вы имеете в виду американские беспилотники Grey Eagle?

— Grey Eagle — это армейский вариант беспилотника MQ-1 Predator. Последние активно использовались американцами в Афганистане и Ираке, а сейчас все выведены оттуда. В США эти БПЛА будут заменяться на их улучшенный, но более дорогой вариант MQ-9 Reaper. У американцев на складах сейчас несколько сотен практически ненужных им Grey Eagle. Нужно понимать, что Grey Eagle — это не Bayraktar — это более серьезные машины с полезной нагрузкой до 1 тонны. Напомню, что у Bayraktar TB2 полезная нагрузка 70 с небольшим килограммов (две управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением или четыре корректируемые планирующие высокоточные авиабомбы Bozok, Roketsan MAM-CMAM-L).

Повторю, американцам ничего не стоит начать поставлять Украине Grey Eagle в промышленных масштабах. Единственная проблема — ими должны управлять военные пилоты. Американцы в свое время из таких беспилотников формировали истребительные эскадрильи и назначали управлять ими военных летчиков, которые сидели в тылу и управляли этими машинами. Это очень эффективное вооружение. Grey Eagle может находиться в воздухе до 30 часов, пролетать тысячи километров, на вооружении имеет настоящие бомбы до полутонны весом, серьезные ракеты и может устроить противнику жизнь гораздо более тяжелую, чем те ракетные комплексы, которые сейчас передаются Украине. Ну, и конечно, у них имеются и танки, и артиллерия, и истребители.

В целом возможности США усилить украинскую армию практически не ограничены. Если в Европе запасы вооружений довольно скромные, то у американцев они огромные.

Путин говорит, что этим оружием украинцы только замещают потери…

— Он ошибается, когда так говорит. И эти беспилотники, и новые системы залпового огня, и дальнобойная артиллерия — это все принципиально новое, высокоточное оружие, использующее GPS-координаты, которого у России нет. Путин или этого не понимает, или просто храбрится. Дело в том, что аналогичные российские системы высокоточными не являются. Ударных беспилотников у РФ вообще нет.

В России утверждают, что БПЛА «Форпост» является ударным беспилотником…

— «Форпост» — это израильский Searcher II. Это разведывательный аппарат, он для ударных операций не предназначен. Совсем другого класса аппарат. Наши ему что-то там для ударных функций присобачили, но полезная нагрузка у него всего 100 килограммов вместе с системами наблюдения. Их всего несколько штук. По-большому счету, ударных беспилотников у России нет, их серийное производство отсутствует.

Как и когда это западное оружие может изменить ситуацию на полях этой войны?

— Ситуация будет меняться по мере того, как украинцы будут овладевать этой новой техникой. К июлю — августу можно ожидать перелома: Украина может перехватить стратегическую инициативу и начать серьезные наступательные действия с целью изгнания российских войск со своей территории. На все это уйдет до двух месяцев, а может, и больше.

В какой-то момент начнется качественный перелом, потому что в российской армии начнутся критические потери нужных специалистов. Как уже сейчас имеются большие кадровые проблемы с летным составом в ВКС России, так те же проблемы возникнут у российских артиллеристов и зенитчиков, потому что новые украинские системы начнут целенаправленно выбивать артиллерийские и зенитные позиции. Вначале в прифронтовой зоне, затем — подальше. А человеческие потери важнее, чем потери в технике. Обученных специалистов — командиров зенитных и артиллерийских расчетов заменить очень сложно. На их обучение уходят годы. Там же надо знать математику, баллистику. С нехваткой командиров этого звена, кстати, столкнулась армянская армия в последней Карабахской войне…

Обычно артиллеристы больших потерь не несут, а тут они будут основными целями, и российские войска станут окончательно небоеспособными… Все эти проблемы российской армии к августу могут суммировано привести к потере стратегической инициативы.

Украинские войска и сейчас в разных местах периодически переходят в контрнаступление…

— Да, украинцы сейчас активно обороняются, контратакуют, но в августе могут реально планировать уже мощные наступательные операции, в том числе, возможно, и на Крым.

Но сейчас, по словам главы Луганской ОВА Сергея Гайдая, под Северодонецком россияне нагнали какое-то немереное количество войск и техники, то есть, как обычно, пытаются взять числом…

— Не имеет значения падет Северодонецк или нет. Это, конечно, важно, но не очень. Главное, что украинцы не бегут и не только активно обороняются, но и контратакуют. Это показывает высокую боеспособность ВСУ. Основное сейчас — это время. Часы тикают. У России остался где-то месяц, чтобы выиграть эту войну. Если за это время Кремлю это не удастся, то к осени РФ войну проиграет. Украинцы перейдут в настоящее большое наступление и остановить его будет очень сложно.

Честно говоря, я пока не вижу, каким образом Россия может за месяц что-то кардинально изменить в этой войне в свою пользу…

— Ну, сейчас Путин придерживается тактики, которой немцы придерживались во время Первой мировой в битве под Верденом. Тогда немцы, используя свое преимущество в артиллерии, решили перемолотить там как можно больше французов и таким образом сломать их волю к сопротивлению, заставив просить Францию о перемирии. Причем само по себе падение Вердена ничего не решало. Но французы, несмотря на большие потери, удержали там фронт.

То же самое происходит сейчас в районе Северодонецка. Это попытка не просто перемолотить как можно больше украинцев, но запугать, подавить их волю к сопротивлению. В Москве надеются, что в украинском обществе из-за больших потерь ВСУ поднимется волна требований заканчивать эту войну, и тогда, дескать, руководство  Украины пойдет на условия Кремля.

Сработает такая тактика? Пока мы видим, что не очень она срабатывает, несмотря на превосходство РФ в огневой мощи. И это означает, что воля к сопротивлению у украинских войск есть. Если они продержатся до августа, то могут начать побеждать, потому что к этому времени поступающая в украинские войска новая техника начнет оказывать все большее  влияние на ход боевых действий. А потеря стратегической инициативы станет для российской армии катастрофой.