ghost
Остальное

В ожидании «жеста доброй воли». Удары по российским тылам вынудят ВС РФ отступить из Херсона

Фото: censor.net
16 августа, 2022

В оккупированном Крыму в очередной раз прозвучали мощные взрывы. Рано утром по неизвестным причинам началась детонация боеприпасов на складе возле Джанкоя. 

Ситуация очень похожа на недавние взрывы аэродрома возле города Саки – российское Минобороны проводит расследование, а украинские официальные лица напоминают о демилитаризации оккупированных территорий. Еще спустя несколько часов клубы дыма стали подниматься над авиабазой в пгт Гвардейское вблизи Симферополя.

  • За сутки ВСУ нанесли несколько ударов в глубоком российском тылу – взрывы на подстанции в Джанкое, рядом на складе боеприпасов и на авиабазе возле Симферополя 
  • Российское командование покинуло Херсон, так как эвакуация в разгар украинского контрнаступления может быть проблематичной 
  • Российская армия никак не может воспрепятствовать украинским атакам, вероятнее всего, ей придется отступать 

Также стало известно, что российское командование покинуло оккупированный Херсон. Фактически это случилось после уничтожения украинскими войсками всех переправ через Днепр, подконтрольных российской армии. Все эти события укладываются в тенденцию, что положение ВС РФ на юге Украины стремительно ухудшается.

Очередная «случайность»

В 6 утра прогремело два взрыва – на трансформаторной подстанции в самом городе Джанкое и рядом, в поселке Майское – на складе боеприпасов. После этого начали детонировать десятки и сотни хранившихся там снарядов. Спустя несколько часов, когда на место происшествия приехал так называемый «глава республики Крым» Сергей Аксенов, во время записи интервью все еще раздавались взрывы.

Пока причины произошедшего в Джанкое только выясняются, но редакция «Утра Февраля» уже предсказывала подобный ход событий именно в Крыму: «Украина… сперва сможет нарушить логистику, уничтожить инфраструктуру, военные объекты, командные пункты, склады, аэродромы и казармы российской армии. Для этого не нужно даже штурмовать Крым – можно использовать ракеты, беспилотники или же диверсантов». 

Министерство обороны РФ витиевато уведомило о некоем инциденте, о его причинах из сообщения не становится понятно: «16 августа около 6:15 в районе населенного пункта Майское (Джанкойский район) произошло возгорание на территории обвалованной площадки временного хранения боеприпасов одной из воинских частей. В результате возгорания произошла детонация хранившихся боеприпасов. По докладу с места происшествия на данный момент серьезно пострадавших не выявлено». Позже стало известно, что двое мужчин все же получили ранения.

С украинской стороны никаких заявлений об успешно проведенной операции не последовало. Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк лишь намекнул, что ВСУ освободят все свои территории: «Утро возле Джанкоя началось со взрывов. Еще раз напомню, что Крым нормальной страны – это про Черное море, горы, отдых и туризм. А оккупированный российскими боевиками Крым – это про взрывы складов и рост смертельной опасности для захватчиков и преступников. Демилитаризация в действии». 

В таком же стиле прокомментировал взрывы и сам глава Офиса президента Андрей Ермак: «Операция “демилитаризация” в ювелирном стиле ВСУ продолжится до полной деоккупации украинских территорий. Наши воины – лучшие спонсоры хорошего настроения». 

Бывший главарь российских террористических группировок Игорь Стрелков также не верит в официальную позицию Минобороны: «Очередные диверсии в Крыму. В Джанкое сожжен трансформатор, в районе пос. Майское Джанкойского района взорван крупный склад боеприпасов. Предположительно удары нанесены беспилотниками-«камикадзе», но не исключена и просто диверсия. 

Ждем новых сообщений от МО РФ о несоблюдении правил пожарной безопасности, а также о новых успехах в танковом биатлоне и о самых больших в мире фейерверках…»

Американское издание The New York Times сообщает, что причиной взрыва стала диверсия, которую организовал украинский спецназ: «Высокопоставленный украинский чиновник, согласившийся обсудить операцию на условиях анонимности, сказал, что ответственность за взрыв несет элитное украинское военное подразделение, действовавшее в тылу врага, в результате чего был поднят огромный огненный шар. Очевидные атаки, в которых использовались скрытые силы в тылу врага, подчеркивают изобретательность украинских сил. С самого начала войны они использовали нетрадиционную тактику в надежде уравнять правила игры, пытаясь отразить атаки гораздо более крупной и лучше оснащенной российской армии». 

Из Симферопольского военного аэродрома новостей пока что еще меньше. Журналист-расследователь Христо Грозев сообщает, что на авиабазе в Гвардейском находились 24 самолета. Сколько из них уничтожено, неизвестно. Речь идет о 12 штурмовиках Су-24М и 12 Су-25СМ, которые входили в состав ВМФ РФ.

Фото: военная авиабаза в Гвардейском до взрывов, дата неизвестна

Удары на фронте, по флангам и в тылу

Взрывы в Джанкое, ранее в Саках и Севастополе напрямую связаны с будущим украинским контрнаступлением в южных регионах страны. Для успешной атаки сперва нужно нарушить логистику, которая тянется в Херсонскую область через оккупированные Запорожскую область и Крым.

Все это можно назвать ударами в тыл российских войск. В то же время с разных сторон ВСУ проводят наступательные операции в Херсонской области и уже вынуждают ВС РФ покидать населенные пункты один за другим. О скором крахе херсонского фронта свидетельствует и бегство российского командования из оккупированного областного центра.

Заместитель председателя Херсонского облсовета Юрий Соболевский подтвердил эту информацию. После ударов украинской артиллерией и РСЗО по мостам через Днепр уничтожена безопасная логистика правого берега региона, в том числе с самим городом Херсоном и с большей частью области на левом берегу: «Видимо, это и стало основной причиной того, что военное командование действительно покинуло Херсон. Большинство из них уже уехали из Херсона, да, именно об этом есть сведения». 

Ранее президент Украины Владимир Зеленский уже прогнозировал скорое отступление российских войск: «Хочу сказать жителям временно оккупированных территорий: что бы ни обещали оккупанты, их дорога одна — это бегство, в лучшем случае, если успеют. Они уже чувствуют, что пришло время бежать из Херсона и в целом с юга нашего государства. Будет время, когда они побегут с Харьковщины, Донбасса, из Крыма».

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» объясняет, что украинская армия уже заложила основу для успешного контрнаступления, время оккупации теперь сочтено: «На правом берегу Херсонской области держать какую-либо оборону российским оккупационным войскам максимально невыгодно, не имея достаточно эффективной системы управления и системы обеспечения передовых подразделений, они оказываются в ситуации, когда в какой-то момент даже в обороне им будет катастрофически не хватать боеприпасов для оказания сопротивления, горюче-смазочных материалов и так далее. Когда передовое подразделение теряет подобного рода снабжение, это заканчивается либо полным уничтожением, либо пленом, либо большим количеством 300-х, которые, опять-таки, попадают в плен». 

Ситуация аналогична той, что была на острове Змеиный, когда российские войска, несмотря на постоянные потери, пытались сперва держать оборону, но позже все равно отступили. На протяжении двух с половиной месяцев ВСУ методично наносили удары по объекту, уничтожили значительную часть вооружения, и в итоге российская армия покинула остров.

Экс-спикер Генштаба ВСУ и военный эксперт Влад Волошин говорит, что это обнадеживающая новость для украинской армии: «Органы управления силами и средствами, которые задействованы в тех или иных боевых действиях, в тех или иных операциях, они должны находиться на определенных расстояниях от войск, которые ведут эти боевые действия. Я думаю, что российской армией эти требования соблюдаются. Но то, что часть органов управления этими силами и средствами, которые находятся на правом берегу Днепра, были отведены в безопасные районы – это тоже правда. На данный момент управление войсками сохраняется, но чем дальше от переднего края находится управление, тем руководство этими войсками становится хуже». 

Александр Коваленко подтверждает бегство российского командования из Херсона, так как в будущем, когда ситуация для ВС РФ ухудшится, может не получиться быстро эвакуироваться: «Не только командование (сбежало, – ред.), дело в том, что есть план эвакуации наиболее полезных коллаборантов, которые в Херсоне и в области на правом берегу поддерживали оккупационные силы. То есть тот, кто наиболее полезен, тех вывозят, а тех, кто им менее интересен, их оставляют на правом берегу». 

Владислав Волошин прогнозирует и эвакуацию некоторых российских подразделений с правого берега Херсонской области: «Чем хуже управление, тем хуже воюют войска, тем меньше взаимодействие. Действительно, раз органы управления отведены в тыл, это означает, что они выведены из-под возможного удара и, возможно, будут эвакуироваться и другие части, которые берут непосредственное участие в боевых действиях». 

Атаки активизируются

В Киеве после взрывов в Джанкое уже в очередной раз саркастично процитировали Владимира Путина: «Мы еще всерьез ничего не начинали». Анонсированы дальнейшие удары по Крыму. Правда, откуда и от кого ждать опасности российскому руководству непонятно – от диверсантов, беспилотников или ракет. Украинское Минобороны напоминает о небрежно брошенных окурках.

Нарушение логистики неизбежно ухудшит положение российской армии на всех фронтах украинского юга, и следующим этапом станет отступление – в сторону Донбасса и Крыма.

Однако прежде чем уйти, Кремль может попытаться все равно организовать «референдум», который не будет иметь конкретной цели сейчас, но заложит основу для пропагандистских теорий и территориальных претензий к Украине в будущем, говорит Александр Коваленко: «Не исключено, что будут пытаться проводить псевдореферендумы, потому что это идея фикс, это своеобразный фетиш – в обязательном порядке провести “референдум”. Это даже в перспективе на будущее очень важный элемент для российской пропаганды. 

Сейчас элемент этого “референдума” тоже может в будущем играть немаловажную роль в формировании каких-то конспирологических теорий о том, что когда-то в Украине был проведен “референдум”, когда Херсонская область, видите ли, выразила свое желание стать частью России. Я не исключаю, что в последующем на конспирологическом уровне либо на каких-либо иных уровнях эта теория будет развиваться».

Напомним, что даты так называемых «референдумов» на оккупированных территориях уже несколько раз переносили по причине невозможности их организовать и тотального саботажа местным населением оккупационных администраций. Последняя дата, которая озвучивалась в российских СМИ, – 11 сентября, то есть одновременно с Единым днем голосования в России.

Крайне маловероятно, что псевдоголосование проведут в этот день, а не перенесут снова на неопределенный срок. Впрочем, даже если некое подобие плебисцита состоится, он будет фальсифицирован, и ни одна страна мира его не признает.

В ином варианте развития событий украинские войска к этому моменту перейдут в контрнаступление, и даже почвы для конспирологии о некоем «волеизъявлении» жителей Херсонской области не будет, так как регион к тому времени уже будет освобожден.

Освобождение Херсона и небольшой оккупированной территории на правом берегу Днепра могло бы стать финальной фазой перелома в войне, заявил в интервью «Утру Февраля» политик Андрей Илларионов: «Таким критерием могло бы стать освобождение правого берега Днепра вместе с Херсоном. Не взятие одной деревни или нескольких сел. Это свидетельствовало бы о том, что Вооруженные силы Украины действительно способны осуществлять крупные наступательные действия оперативного характера».