Из-за рекордных санкций IT-индустрия в России испытывает новую волну изоляции, которая повлечет за собой новые правила и новые порядки. Начала этот процесс так называемая Крымская весна, продолжила пандемия, а закрепила полномасштабная война в Украине.
Очевидно, что зарабатывать деньги за границей, как на основной площадке своей деятельности, российскому бизнесу станет в несколько раз сложнее. Стартапы, которые получили финансирование до начала войны в Украине, сейчас активно перевозят свои команды из России, в основном в страны Евросоюза.
Понятно, что тут есть много сложностей – и одна из главных – готовность людей к эмиграции с финансовой и моральной точки зрения. По этой причине многие команды будут переукомплектовать, что само по себе тормозит процесс создания и внедрения инноваций и, как следствие, уменьшает денежный оборот в сфере.
Плюс – все большее количество россиян испытывают сложности в поиске и сохранении работы на западные корпорации, в первую очередь из-за агрессивной политики Кремля.
Компании, для которых российский рынок является основным, будут зарабатывать в разы меньше. Ближайшие годы они будут нацелены не на капитализацию, а на то, чтобы просто остаться на плаву. Во время, когда платежеспособность потребителей находится под большим вопросом, оценки стоимости российских стартапов сильно упадут. Востребованными станут технологии, которые имеют шанс быстро окупиться и не требуют больших инвестиций.
Вести бизнес в РФ прекратили не только производители программного обеспечения, например, Oracle (чьими клиентами были Ростелеком, Сбербанк, Россельхозбанк), но и Microsoft, чьими продуктами пользовались буквально все, в частности студенты и школьники. О полном уходе с российского рынка сообщили Netflix и Spotify. А геймеры больше не могут совершать транзакции в PSN, ограничены некоторые покупки в Steam.
Аналитики дают IT-специалистам вполне резонный совет — сосредоточиться на поиске альтернатив тех брендов, технологий и услуг, которые ушли из России. Речь идет об облачных сервисах, различных трекерах задач, планировщиках и CRM-системах (помощниках для бизнеса держать связь с клиентами).
Согласно старой поговорке про безрыбье – умение сделать качественно пока во главе угла не стоит. Ровно до тех пор, пока не придет время (и возможность?) адаптировать эти продукты для клиентов из других стран. В целом, запускать новые проекты с нуля в процессе так называемого импортозамещения будут единицы. Это невыгодно и разработчикам, и потребителям.
Многообещающими направлениями станут бизнес-проекты, которые могут заменить B2B решения или сервисы доставки из зарубежных интернет-магазинов. Уже прослеживается тенденция взлета проектов, которые предоставляют пиратский медиаконтент, замещая условный Netflix.
Наибольшие перспективы у проектов, которые уже создали прототип и нашли первых клиентов до наступления кризиса. Они будут заходить в освобожденные зарубежными конкурентами ниши.
Есть и отрасли, которые просядут больше всего, на них советуют не акцентироваться ни разработчикам, ни инвесторам. Речь идет о продуктах, которые не решают первостепенные задачи: не заменяют привычные сервисы и не реализуют конкретный покупательский запрос.
В первую очередь имеются в виду продукты, которые связаны со здоровым образом жизни, саморазвитием и творчеством. Тысячи людей с доходами выше среднего покинули Россию, а те, кто остался, переходят на режим строгой экономии.
На рынок сейчас выходит огромное количество квалифицированных специалистов, которым просто негде работать до тех пор, пока их не заберут западные работодатели. Дальновидные компании расширят бюджеты и наймут профессионалов. А беспечные руководители предпочтут сэкономить, но в долгосрочной перспективе они рискуют сойти с дистанции.
В противовес этому суждению можно привести другой пример. Возможно, прекратить найм и сосредоточиться на том, чтобы не допустить утечку уже имеющихся кадров — хорошая идея. Ведь нет никаких гарантий, что ценных сотрудников не будет заманивать российские компании-эмигранты, а также иностранные корпорации с русскими основателями.
Тут каждый инвестор и стартапер будет принимать свое собственное решение, мотивированное вводными данными, личным опытом и чутьем.
Отток кадров по достоинству смогут оценить программисты из маленьких городов и студенты: им будет проще найти работу. Иногда этот процесс будет идти параллельно с ухудшением качества продуктов из-за недостатка образования, квалификации и опыта таких сотрудников.
Из-за минимальной конкуренции большие компании будут поглощать маленькие, но перспективные проекты. Что касается венчурных инвестиций — они впадут в длительную спячку.
Стартапам, которые будут работать в рамках импортозамещения, не выгодно начинать с нуля. Они будут поглощать уже существующие аналоги и доводить их до ума.
Расцвет IT-индустрии почти всегда означает то, что другие потребности государства реализованы. Очередь обезумевших программистов на вылете из Шереметьево говорит, конечно, об обратном.
Не совсем понятно, как государство может одновременно вести кровопролитную войну и поддерживать такую прогрессивную либеральную область. Но Кремль пытается.
В марте правительство РФ сообщило о новых мерах поддержки IT-бизнеса. Так, аккредитованные компании на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль. Для организаций предусмотрены и кредиты по сниженной ставке. Продолжается предоставление субсидий на компенсацию 50% расходов на покупку российского программного обеспечения.
Помимо этого до конца 2024 года установлен мораторий на проведение проверок. Сотрудникам IT-компаний, непосредственно вовлеченных в разработку и внедрение программного обеспечения, предоставляется отсрочка от армии до 27 лет.
Звучит неплохо, но на деле получается практически мертвому припарка. В первую очередь из-за ущемленных амбиций специалистов, которые хотели работать и на российский, и на глобальный рынок.
Когда российское государство хочет кому-то помочь, это часто означает, что Кремль рано или поздно планирует установить полный контроль над всей сферой. И те специалисты, которые это понимают, не хотят участвовать в так называемом победоносном импортозамещении, которое настигло все сферы бизнеса еще восемь лет назад.
Те, кто все-таки решит остаться, должны понимать, что музыку заказывает тот, кто платит. В первую очередь об этом надо помнить тем, кто соглашается на государственные гранты, субсидии и любую другую финансовую помощь.
Мировая политическая напряженность, которую создает Москва, заставляет Запад не просто принимать российских IT-специалистов, но и пытаться как-то изменить настроения общества внутри страны. Напрашивается шуточный вывод: делается это для того, чтобы они больше не ехали к ним работать.
Правительство Соединенных Штатов Америки выделит дополнительное финансирование VPN-сервисам, которые предоставляют бесплатный доступ российским пользователям. Таким образом Вашингтон хочет помочь россиянам обойти цензуру в интернете.
Известно, что дополнительное финансирование получат сервисы nthLink, Psiphon и Lantern. Reuters отмечает, что это не новая практика – за последние шесть лет такие проекты получили от правительства почти 5 млн долларов для помощи в обходе цензуры в разных странах. С февраля объем их финансирования увеличился почти вдвое.
В США уверены, что россияне все-таки хотят знать разную информацию. Это доказывает, что число пользователей VPN-сервисами в стране за последние три месяца выросло в несколько десятков раз и продолжает расти.
По версии Times, сервисами для обхода блокировок после начала вторжения в Украину пользуются 24 миллиона россиян. Что в 15 раз больше, чем в начале 2022 года. И это косвенно означает, что у российских программистов есть шанс вернуться.