Голод в том или ином виде является постоянным спутником войны. Особенно войны затяжной и масштабной. В этом нет ничего удивительного! И война России против Украины только подтверждает это правило.
Миллионы людей, занятых в производстве с/х продукции, вынуждены бросать свои поля и фермы, находящиеся в зоне боев. Мужчин призывают в армию. Женщины эвакуируются. Те же, кто остается, не могут нормально работать из-за рисков обстрелов или минирования территории. Все приходит в упадок. Так, согласно данным ООН, в феврале 2021 года, когда до начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину оставался целый год, почти 60% населения Сирии, на территории которой идет многолетняя война, находились на грани голода.
Украина как экспортер продовольствия
Но есть войны, которые хоть и носят локальный характер, однако имеют глобальные последствия, в том числе и для всемирного рынка продовольствия. Именно такой войной стала начатая 24.02.2022 полномасштабная агрессия России против Украины. С одной стороны, боевые действия непосредственно затронули основные с/х районы Украины: Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Днепропетровскую области. С другой — катастрофически ухудшилась логистика, в том числе морские пути экспорта продовольствия из Украины. А ведь Украина занимала до 24 февраля этого года одну из ведущих позиций на мировом продовольственном рынке, особенно на рынке зерновых и подсолнечного масла. Так, ежегодно Украина продавала на мировом рынке до 20 млн тонн зерновых, преимущественно кукурузы и пшеницы, занимая до 10% рынка. Еще более значима была доля страны на рынке подсолнечного масла. Украина занимала до 47% мирового рынка этого продукта. В 2021 году украинские маслоэкстракционные предприятия экспортировали 5,1 млн тонн подсолнечного масла. Согласно прогнозам ассоциации «Укролияпром», в 2021/2022 маркетинговом году ожидался рекорд по производству и экспорту масла. Однако из-за сложностей с транспортировкой товаров через черноморские порты экспорт из Украины практически остановился. А запасы семян подсолнечника в Украине в марте 2022 года выросли почти в семь раз, до 1,9 млн тонн. К этому надо добавить, что и Россия ввела после 24 февраля ряд запретов и ограничений на вывоз зерна и подсолнечного масла. А ведь Россия занимала до 15% мирового рынка зерна, экспортируя в год до 47 млн тонн, и до 30% рынка подсолнечного масла.
Кто же был основными потребителями украинского и российского продовольственного экспорта? Основными потребителями зерновых из России и Украины были страны MENA — огромного региона от Ирана до Марокко. В этом регионе на сегодня находятся 22 страны с общим населением порядка 400 млн человек. Не все они были крупными покупателями зерновых. Больше всего приходится на Египет, который в 2021 году закупил около 20% всей экспортируемой Украиной и Россией пшеницы. Далее идут такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко. При этом резко выросла доля Индонезии, экспортировавшей в 2021-м порядка 15% всей украинской пшеницы. Не менее разнообразна и карта экспорта кукурузы, на рынке которой Украина занимала до 15%. Больше Украины кукурузу экспортируют только США, Бразилия и Аргентина. Крупнейшим покупателем (более 30%) был Китай. За ним с равными долями, порядка 10%, шли Египет и Нидерланды. Основными потребителями украинского подсолнечного масла были страны ЕС, страны MENA, включая Турцию и Иран, страны Юго-Восточной Азии.
В результате российской агрессии против Украины экспорт украинского продовольствия катастрофически упал. Причиной этого стали:
В итоге стоимость продовольствия в мире резко выросла. Больше всего это коснулось арабских стран Северной Африки, где цены превысили показатели, приведшие к революциям «Арабской весны».
Возможны ли альтернативные пути поставок
Многочисленные попытки найти альтернативные пути поставки продовольствия из Украины пока особых успехов не имели. Так, ряд крупнейших компаний — экспортеров украинской с/х продукции рассматривают использование Дуная. Однако проблемным является отсутствие крупных элеваторов и погрузочных комплексов как в украинских дунайских портах, крупнейший из которых — Измаил, так и в портах перевалки, в частности румынской Констанце. Да и доставка туда продукции в условиях ракетных обстрелов транспортных путей достаточно сложна. Вторым вариантом рассматривается поставка сухопутным путем через западную границу Украины, с последующей перевалкой в морских портах Европы. Речь идет о вывозе с/х продукции из Украины автомобильным или железнодорожным транспортом, концентрация на новых быстровозводимых элеваторах и свободных мощностях европейских элеваторов. Но проблемы заключаются в недостаточной пропускной мощности и техническом состоянии автомобильных дорог, так как зерновозы требуют особо высокой прочности дорожного покрытия. А разность в ширине колеи ж/д путей в Украине и Европе требует специальной замены вагонных колесных пар при пересечении границы, что достаточно долго и трудоемко. Президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев в интервью «НВ Бизнес» сказал, что «Через порты Черного моря мы могли экспортировать около 6 млн тонн в месяц. А сейчас через железнодорожные переходы и по Дунаю наш экспорт лишь немногим превышает 1 млн тонн. То есть он снизился в шесть раз». Что же касается дополнительных маршрутов через западную границу Украины, эксперт отметил: «Это не позволит существенно увеличить экспорт. В лучшем случае мы будем экспортировать 2 млн тонн ежемесячно». Тем не менее Николай Горбачев отметил, что до 24 февраля Украина экспортировала 43 млн тонн зерновых, или 86% от объема сезона 2020/2021 годов.
Российский экономист Дмитрий Некрасов не считает прекращение экспорта продуктов питания из России и Украины катастрофическим для мировой продовольственной безопасности. «Да, это ведет к некоторому напряжению на отдельных рынках ряда стран. В первую очередь, стран Северной Африки. Однако продукты питания заменяемы. Подсолнечное масло, нехватка которого может быть ощутимо, может быть легко заменено на другие виды растительных пищевых масел. Конечно, рост цен есть. Но это позволит и экспортерам заложить большие транспортные расходы в цену своей продукции. В то же время в ЕС и США есть возможность быстро нарастить объем с/х производства за счет земель, которые сегодня не используются, а фермеры получают от государства за это дотации», — считает эксперт.
Необходимо отметить, что более 90% зерновых и подсолнечного масла из Украины экспортируются частными компаниями. Лидеры рынка — компании «Кернел», «Нибулон», «Cargill Украина» (украинская дочка американского концерна), «Бунге Украина» (украинское подразделение международной компании Bunge Ltd.) и ряд других. Национальный оператор зернового рынка Украины «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (ГПЗКУ) занимает менее 3% рынка.
Есть ли риск продовольственного кризиса в Украине
Согласно спутниковым данным компании Maxar, в этом году украинские фермеры засеяли на 30% меньше полей, чем в прошлом. В результате урожай кукурузы может оказаться на 54% меньше прошлогоднего, а урожай подсолнечника — на 40% меньше, чем в 2021 году. А общий урожай зерновых, по мнению экспертов компании, может сократиться на 50% по сравнению с прошлым годом. По информации компании, наибольшая разница в посевных площадях приходиться на такие области:
— Черниговская (-68,8%)
— Житомирская (-67,2%)
— Ровенская (-64,1%)
— Полтавская (-63%)
— Сумская (-62,2%)
При этом на сегодня Украина не контролирует территорию Херсонской области и юг Запорожской, которые традиционно являются ведущими производителями зерновых культур в стране.
Тем не менее, как отметил украинский эксперт агрорынка Вадим Аристов, возникшие из-за крупномасштабных военных действий и потери контроля над частью территории страны проблемы с экспортом зерновых и других продуктов питания, существенны в том плане, что полученные от продажи урожая деньги необходимы агробизнесу для закупки удобрений, семенного фонда и т. д. «Угрозы продовольственной безопасности Украины в этом году нет», — отмечает Вадим Аристов. Однако как развернется ситуация в дальнейшем, неизвестно. Необходимо отметить, что, по словам Николая Горбачева, Украина в этом году планировала экспортировать до 70 млн тонн зерновых, а экспортирует не больше 47 млн. Таким образом, несмотря на дополнительные потери, вызванные, в частности, ракетными ударами российских войск по крупным элеваторам с зерном в ряде регионов страны, имеются определенные запасы продукции. Нехватки элеваторов, по мнению Горбачева, нет.
Традиционный способ решения продовольственной проблемы по-кремлевски — красть!
Интересно, что в Кремле решили весьма своеобразно помочь решить продовольственную проблему, вызванную развязанной ими войной. С захваченных территорий Херсонской и Запорожской области ведется массовый вывоз зерна в Крым. Так, на майских снимках Maxar видны два балкера для перевозки зерна под российским флагом, пришвартованные в Севастополе и загруженные зерном. Спустя несколько дней эти же судна были зафиксированы спутниками у берегов Сирии с открытыми люками и полуприцепами для вывоза зерна. Июньские снимки также показывают судно, которое загружают в Севастополе украденным в Украине зерном. В дальнейшем и оно отправилось в Сирию. Как известно, Египет и Ливан отказались приобретать ворованное зерно. По оценкам Николая Горбачева, на захваченных территориях хранилось порядка 1,5 млн тонн зерна, почти треть из которого было вывезено оккупантами в Крым.
В настоящий момент Турция ведет активные переговоры с Украиной и Россией для нахождения варианта вывоза зерна из украинских портов. Пока особых продвижений здесь нет. Российские власти начиная с февраля 2014 года сделали все, чтобы к их обещаниям и заверениям никакого доверия не было. Особенно теперь, когда Кремль уже скоро как четыре месяца ведет жестокую войну на уничтожение украинского государства. Поэтому поверить России и разминировать свои южные порты Украина не спешит. В конце концов, в Украине зерно есть, и она готова поставить его тем странам, которые в нем нуждаются, как только агрессия со стороны России будет прекращена.