В украинских городах слышны сирены воздушной тревоги, работают системы ПВО, в Росии – горят военкоматы и нефтебазы. В Украине – разрушенные поселки, заминированные поля и лежащие в руинах города. В России – тысячи цинковых гробов, длинные ряды свежих могил, массовый отъезд. В Украине – братские захоронения и беженцы. Кровь, горе и ненависть.
С целями России все сложно. Путин обозначил целями вторжения в Украину ее «демилитаризацию» и «денацификацию», а также освобождение жителей самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» от «геноцида».
Донецкая и Луганская «народные республики» – не признаваемые мировым сообществом образования на востоке Украины, созданные в 2014 году при военной и экономической поддержке России. Марионеточные правительства этих «республик» полностью подконтрольны Москве. За два дня до вторжения в Украину Владимир Путин заявил, что Москва признала самопровозглашенные республики в границах Донецкой и Луганской областей.
Через пять дней после российского вторжения в Украину министр обороны Сергей Шойгу обозначил еще одну цель: защитить Россию от военной угрозы, создаваемой странами Запада.
Задача минимум – отразить российскую агрессию, сохранив государственность и территориальную целостность по состоянию хотя бы на 23 февраля 2022 года, задача максимум – вернуть Донбасс и Крым.
Не менее важно для Украины в нынешних реалиях минимизировать потери, сберечь экономический потенциал и влиться в европейскую политико-экономическую систему.
Ни Россия, ни Украина не раскрывают свои боевые потери.
По данным Генштаба Украины, число погибших российских военных на данный момент составляет 34 430 человек.
К этим цифрам следует относиться с осторожностью – воюющие стороны, как правило, завышают численность потерь противника.
Британская разведка оценивала российские боевые потери в Украине на конец мая примерно в 15 тысяч человек.
Последний раз минобороны России официально отчиталось о потерях 25 марта, сообщив о гибели 1351 военнослужащего. Список потерь, собранный Би-би-си при помощи команды волонтеров, к началу июня состоял из 3052 погибших.
О потерях украинской стороны достоверной информации тоже нет. Глава украинской делегации на переговорах с Россией Давид Арахамия во время недавнего визита в Вашингтон сказал, что в Донбассе ежедневно гибнут от 200 до 500 человек в день.
Президент Украины Владимир Зеленский 1 июня говорил, что страна ежедневно теряет «от 60 до 100 солдат убитыми и около 500 человек ранеными в бою».
10 июня советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк оценивал ежедневные потери украинских сил в 100-200 военнослужащих убитыми.
Число погибших гражданских лиц на данный момент не установлено.
Харькове разрушено 20% всех домов, а в Мариуполе не осталось ни одного целого здания. Сотни гражданских объектов. Десятки школ. Музеев, театров, храмов. Цифры: 70 религиозных зданий, 30 исторических зданий, 18 культурных центров, 15 памятников, 12 музеев и семь библиотек.
Владимир Зеленский о четырех месяцах войны “Четыре месяца тому назад для Украины все изменилось. Мы стали страной в берцах. Страной в танках, самолетах и кораблях. Страной в окопах и бомбоубежищах. Изменился наш уклад, но не наше мировоззрение. Изменился путь, по которому мы идем к цели, но не изменилась цель. Мы боремся за свою свободу и свою землю. Ради будущего своих детей и внуков, за их жизнь и возможность построить новую Украину“. Цитата по телеграм-каналу украинского президента.
Страна оказалась фактически отрезана от мировой финансовой системы, лишилась западных технологий и преференций в торговле, потеряла часть гражданской авиации и половину накопленных резервов. При этом все ведущие экономисты говорят о том, что ощутимы всерьез санкции будут к концу года.
Россия стала мировым лидером по количеству санкций, которые ввели против нее другие государства, следует из данных глобальной базы по отслеживанию санкционных ограничений Castellum.ai. До 22 февраля Россия находилась на второй строчке после Ирана. На тот момент против Тегерана было введено 3616 санкционных ограничений, против Москвы — 2754. На третьей строчке находилась Сирия с 2608 санкциями. Но начиная с февраля против Москвы было введено 2778 новых санкций, общее количество ограничений достигло 5532, и Россия теперь намного опережает Иран.
На фоне войны российский ВВП по итогам апреля снизился — впервые с начала года — на 3% (после роста на 1,3% в марте и 4,1% в феврале), сообщило Минэкономразвития. Главной причиной ведомство назвало «беспрецедентные санкции» и проблемы с логистикой. Это только начало: по итогам 2022 года российский ВВП упадет, по разным прогнозам, на 8-12%.
Все задачи военной спецоперации на Украине будут решены, заявил президент России, — «И залогом тому — мужество и героизм наших воинов, консолидация российского общества, чья поддержка дает силы и уверенность армии и флоту России, глубокое понимание правоты, исторической справедливости нашего дела, строительство и укрепление сильной и суверенной державы — России«.
_____________________________
Украина стала кандидатом на вступление в Евросоюз. После заявки процесс предоставления нового статуса Киеву занял всего 116 дней — рекордно быстро для неповоротливого евроблока. Это кандидатство проходит под пулями. С одной стороны — санкции. С другой стороны – беженцы. Когда-нибудь человека, развязавшего эту преступную войну, будут судить.