ghost
Остальное

Рвануть к Варшаве и Берлину, спасибо Украине, не получится

Фото: NATO
29 июня, 2022

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг во время брифинга перед саммитом НАТО заявил: «Я ожидаю ясности в том, что страны-союзники считают Россию самой серьезной и прямой угрозой нашей безопасности». Он также уверен, что блок увеличит численность сил быстрого реагирования в восемь раз – с нынешних 40 тысяч до 300 тысяч военных.

О том, что означает такое резкое наращивание частей быстрого развертывания и каковы в целом возможности НАТО в отражении возможного вторжения российских войск на территорию государств Альянса, каналу «Утро Февраля» рассказал военный обозреватель Николай Колесников.

– На ваш взгляд, что означает намерение Североатлантического альянса увеличить свои силы быстрого реагирования с 40 тысяч до 300 тысяч человек?

– Ну, готовятся к большой общеевропейской войне с Россией и ее союзником Белоруссией. Как во времена холодной войны. Тогда у американцев в Европе было развернуто даже больше 300 тысяч военных. Плюс британские солдаты. Сейчас там 40 тысяч военнослужащих, но все будет многократно увеличиваться, потому что предполагается, что конфликт будет аналогичный тому, что идет сейчас в Украине, где с обеих сторон участвуют сотни тысяч солдат. Это будут приписанные контингенты сил из разных стран, входящих в Альянс, которые в определенный срок будут мобилизоваться и выдвигаться. Часть военнослужащих будет из тех стран, которым не надо долго выдвигаться, — из Польши, Прибалтики, Финляндии, Швеции, Румынии. Турецкой армии тоже выдвигаться особо долго не придется, она хорошо подготовлена и находится на передовых позициях.

Речь идет о тех силах, которые передаются национальными государствами под общее союзное командование. Среди них будут те подразделения, которые должны будут выдвинуться на передовые позиции в течение 24 часов, другие в течение нескольких суток, или через несколько недель — в зависимости от поставленных перед ними задач.

– На днях видел отрывок из очередного российского политического шоу, в котором некий эксперт утверждал, что сегодня, например, у Германии имеется всего шесть тысяч снарядов для ее танков Leopard-2, которых, дескать, хватит на 10 минут боя. Как бы вы прокомментировали эти утверждения? Что с технической частью вооружений Альянса?

–  У кого как. Немцы действительно запустили свои Вооруженные силы, и они по большей части не готовы. Они со своими пацифистскими настроениями отказывались тратить деньги на свою боеготовность, сокращали свои Вооруженные силы и вот — досокращались. Меркель тут здорово постаралась на посту канцлера. Но у них, может, танки и без снарядов, а у России современных танков вообще нет — все более или менее модернизированные пожгли в Украине. Но ничего, немцы со временем подготовятся, закупят новое вооружение. А у других стран НАТО с этим все гораздо лучше.

Но надо понимать, что и у Германии ВПК очень мощный и действующий. Они его не сворачивали. Правда, до недавнего времени он работал в основном на военные заказы других стран, а не на Бундесвер, который мало что закупал. Но если Бундесвер сейчас в разобранном состоянии, это не значит, что все НАТО в таком же виде. У них уже выделены очень большие деньги на перевооружение немецкой армии, просто у них сейчас очень забюрократизированная система военных закупок. Но проблему они понимают и собираются с ней разобраться. Так что будут у них и снаряды, и танки.

Но тут важно понимать еще два момента. Во-первых, Германия сейчас не на переднем крае, как это было во времена холодной войны. Если начнется война в Европе, то она будет не на территории ФРГ.

Во-вторых, что касается боеприпасов к тем же немецким танкам. В НАТО унифицированные боеприпасы. Почти на всех натовских танках (за исключением британских), в том числе и на американских M1 Abrams, стоит немецкая гладкоствольная пушка Rheinmetall (Rh120), которая была признана лучшей. Это означает, что снаряды взаимозаменяемые. То есть снаряды для американских танков M1 Abrams подходят для немецких Leopard-2 и наоборот. Поэтому недостаточное количество танковых снарядов у Бундесвера не значит ничего. У Америки их гигантские запасы для точно таких же танковых орудий. Это было сделано специально, именно для взаимозаменяемости и лучшего снабжения войск стран Альянса. Так что небольшое количество снарядов для немецких танков совершенно не проблема. Плюс у немцев есть еще и склады с боеприпасами, из которых они в свое время вывезли далеко не все.

– Хорошо если не на немецкие войска, на кого из стран НАТО еще могут рассчитывать европейцы?

– У американцев все в порядке с обороной. Пока они еще не в Европе, но будут сюда передислоцироваться. Потому что если даже, например, будут проблемы с Китаем, то против него армия не очень нужна. Если война с ним и начнется, то она будет в основном на море и в воздухе, ну, плюс морская пехота. А собственно армия, то есть механизированные и танковые дивизии на Тихоокеанском театре военных действий в большом количестве не нужны. А они у американцев находятся полностью в боеготовом состоянии. Тем более что угроза большой общеевропейской войны носит пока теоретический характер.

– А как же Сувалкский коридор, вокруг которого последние дни в связи с тем, что Литва частично перекрыла доставку грузов в Калининград, было столько шума? Многие аналитики считают, что Путин может попробовать быстро и даже без единого выстрела его захватить…

– Ну это пока больше разговоры. Что в этом коридоре делать? Там леса и болота, а дорог нет. Вернее есть дорога, которая идет из Польши в Литву, а не из Белоруссии в Калининградскую область. Из Белоруссии в Калининградскую область идет другая дорога по территории Литвы через Вильнюс и Каунас.

Кроме того, в Сувалкском коридоре на польской его части находятся американские войска. Так что если что — это будет война с Америкой, которая очень быстро приведет к обмену ядерными ударами, в результате чего от Москвы и Питера останется один прах и дым…

Я уверен, что в Сувалках никто ничего сейчас предпринимать не будет. В условиях тотального господства американцев и их союзников в воздухе предпринимать какие-то наступательные действия? Они же разнесут их вдребезги… Какой смысл считать (российские) танки, когда они все будут уничтожены, особенно с учетом того, что российские ВКС оказались совершенно разгромлены в Украине?! Если они уж в Украине ничего не смогли сделать, то куда уж им против объединенных сил НАТО? Тем более что американские ВВС окажутся в Европе за один день. Это ведь не танковые дивизии перевозить… Американские самолеты пересекают Атлантику с дозаправкой в воздухе. Да и у европейцев с авиацией все в порядке. Конечно, имеется российская ПВО, но она, скорее всего, достаточно эффективно будет подавлена.

Американцы могут перебросить в Европу пару танковых дивизий, а у них такая дивизия в два раза больше российской — более 20 тысяч человек, собственная авиация, но пока этого не делают. С одной стороны, потому что не хотят, что называется, дразнить гусей, а с другой стороны, Пентагон просто не видит сейчас реальной угрозы массированного вторжения России в Европу. Все российские силы воюют в другом месте… Есть что-то в Калининградской области, но на вторжение это не потянет.

Конечно, эскалация возможна, но соотношение сил для России сейчас аховое, что на море, что в воздухе. А все сухопутные силы завязаны в Украине. Чем воевать-то прикажете? РФ сейчас так получила по носу, что еще долго будет давиться кровавыми соплями… Модернизированные танки в России могут делать по сотне-две в год. То есть чтобы хоть как-то выйти на уровень до 24 февраля по тяжелым вооружениям и восстановить потери, Москве нужно не меньше семи-восьми лет. В Украине потеряны лучшие российские модернизированные части. То что сейчас Россия снимает с хранения и везет на фронт — это советское старье, которое пробивается из любого ручного гранатомета. А модернизация одного танка (это когда берется старый советский Т-72Б и из него делается Т-72Б3М) стоит от одного до полутора миллионов долларов, сделать новый танк — пять-восемь миллионов долларов.

Кроме того, не нужно забывать, что в районе Сувалок, помимо американских сил, есть и польские. У Польши сейчас четыре танковых и механизированных дивизии. Поляки планируют довести их число до восьми.

– Но Польша уже отдала треть своих танков Украине…

– Это советское старье. У нее сейчас немецкие «Леопарды», а планируют они закупать еще и американские «Абрамсы». Кроме того, в оборонительной войне танков надо гораздо меньше. Основное оборонительное оружие — это ручные управляемые ракеты, которые украинцы, например, использовали очень эффективно. И в Прибалтике, и в Польше, и в Германии таких ракет достаточно много. У них, в частности, есть не только американские Javelin, но и израильские Spike, которые даже получше.

Так что для обороны у них все возможности есть — превосходство в воздухе, достаточное количество противотанковых ракет, ну и какое-то количество танков. Поэтому угрозы какого-то российского блицкрига сейчас американцы не видят.

Так что рвануть российским войскам к Варшаве, а затем к Берлину не получится.