ghost
Остальное

Пять месяцев войны. Территории

Остролучье, Украина, 8 марта 2022 года: разрушенный русской армией мост. Фото: Depositphotos / Олег Навроцкий
24 июля, 2022

Это 1 из 5 часть истории "Пять месяцев войны"

Пять месяцев войны на картах: Украина освободила половину оккупированных территорий. 24 февраля, когда российские войска начали наступление на всех фронтах, ситуация могла показаться безнадежной. Но Вооруженные силы Украины выстояли, удержали оборону ключевых городов и очень существенно умерили аппетиты российской армии.

  • В день вторжения 24 февраля – 7 процентов украинской территории уже были оккупированы с 2014 года
  • Самым успешным для российских войск оказался первый месяц – удалось захватить треть всей Украины
  • Потерпев поражение под Киевом, российская армия отступила и сконцентрировалась на востоке
  • После этого линия фронта стала меняться очень медленно и почти незаметно

То самое утро февраля началось с массированных ракетных обстрелов украинских городов, аэропортов, гражданской инфраструктуры. Затем десятки тысяч российских военных едва ли не маршем пошли в наступление.

Инфографика: Утро Февраля

Уверенность российского командования, что захват Украины будет легкой прогулкой стала ключевой ошибкой. По данным американской разведки, в первые сутки войны – 24 февраля было выпущено более 160 ракет. На территории Беларуси, в приграничных областях России и оккупированном Крыму находилось от 150 до 200 тысяч российских военных. Они формировали примерно 105 батальонно-тактических групп. Кроме этого, 20 и 14 тысяч военных, набранных из жителей ранее оккупированных Донецкой и Луганской областей, начали наступление в своих регионах.

Все хорошо помнят о планах захватить Киев за три дня. Этот план провалился, но первая неделя боев и, вправду, была самой тяжелой для Украины.

24.02–24.03

Южное направление

Колонны российской бронетехники очень быстро передвигались по степному рельефу южных регионов. Российские войска уже 25 февраля заняли Новую Каховку Херсонской области, переправились через Днепр и пошли на Николаев. Передовым группам удалось зайти в областной центр. Тем временем в тылу войска за несколько дней захватили Херсон. Ко 2 марта его уже полностью контролировали.

Николаев так просто не сдался – к 4 марта российские войска удалось выбить из города, однако еще несколько последующих недель потребовалось, чтобы снять окружение города. Десант высадился в десятках километрах севернее – возле города Вознесенска и переправился через вторую крупную реку – Южный Буг. Так пытались развить наступление на Одессу, но там подразделения были разбиты украинскими защитниками.

В первые сутки был взят единственный остров в Черном море – Змеиный. Украинские военные на маленьком клочке суши попали в плен, а Черноморский флот обустроил там базу со средствами ПВО и РЛС.

Восточное направление

Второй по величине город Украины – Харьков находится всего в 30 километрах от российской границы. Колонны российской техники доехали до объездной дороги города в первый же день вторжения, однако там большое количество танков и БТРов сразу сожгли.

Карта Мариуполя по состоянию на 24 марта. Инфографика: ISW

Пробив оборону на подступах к Харькову, 27 февраля российская пехота смогла зайти сразу с нескольких направлений в жилые массивы и даже почти добралась до центра. Город был на грани падения, но все же его удалось отстоять силами полиции и территориальной обороны. Получив огромные потери, войска вынуждены были отступить. Дальнейшие прорывы к Харькову успеха не приносили, поэтому Кремль перешел к тактике постоянных обстрелов города.

Тяжелее всего российским военным пришлось на Донбассе. Захватив с наскока север Луганской области, они уперлись в хорошо укрепленные позиции украинских защитников. В Донецкой области оборона была еще надежнее. За каждый поселок приходилось сражаться насмерть. Мариуполь был окружен довольно быстро, но его центральная часть – завод «Азовсталь» – продержался три месяца в тотальной блокаде.

Северное направление

На севере российские военные также начали масштабное вторжение со всех направлений. Колонны бронетехники двинулись на Сумы, Конотоп, Ахтырку и Чернигов со стороны российской границы.

Карта фронта под Киевом по состоянию на 24 марта. Инфографика: ISW

Утром 24 февраля около 40 вертолетов высадили десант в аэропорту пригорода Киева – города Гостомеля. Тем временем основные силы шли с территории Беларуси к украинской столице. Десант удержал аэропорт, но ценой огромных потерь, а в лесах, болотах и городской застройке начались затяжные тяжелые бои. Зайти даже в окраины Киева им так и не удалось.

Захватить Сумы, Чернигов, Ахтырку также не получилось, города были блокированы, войска прошли по объездным дорогам дальше к украинской столице.

24.03–24.04

Второй месяц

С 2014 года вплоть до полночи 24 февраля под российской оккупацией находился полностью Крым и треть Донецкой и Луганской областей. Вместе это 43 тысячи кв. км, или же более 7 процентов территории суверенной Украины.

Карта по состоянию на 24 марта. Инфографика: ISW

Спустя месяц полномасштабного вторжения, на пике завоеваний российским войскам удалось захватить почти 140 тысяч кв. км. Если посчитать вместе с прежними землями, суммарно Кремль контролировал уже 196 тысяч кв. км, или 33 процента территории Украины. Фактически треть всей Украины была утеряна Киевом.

Однако интенсивные темпы наступления стали снижаться. Ситуация, когда российские войска за день проходили десятки километров, и танки с буквой «Z» внезапно появлялись глубоко в тылу, или же за сотни километров от границы высаживался десант, стала невозможной.

Потери российских войск росли, самолетов сбивали все больше, ракеты не долетали до целей, танки и бронетранспортеры жгли целыми колоннами. Российским войскам пришлось отступать.

На втором месяце войны в конце марта Россия совершила первый «жест доброй воли». Войска начали организованно отводить от Киева с обеих сторон – из Киевской области на западе и из Черниговской и Сумской – на востоке. Ранее Москва публично не претендовала на эти регионы, не придумывая даже никаких исторических оправданий, вроде так называемой «Новороссии», это касалось тех же южных и восточных провинций Украины.

На деле же причиной отступления было исключительно военное поражение. Российские войска так ни разу даже не приступили к штурму Киева, просто потому что не смогли подобраться к городу. Северные области, где российских военных никто не встретил с цветами, также не удалось удержать.

Из Николаевской области российские войска вынуждены были отступить, блокаду областного центра сняли. Угроза осталась только от авиации, ракет и дальнобойной артиллерии, которой продолжали обстреливать город.

Кроме этого, российские войска начали оттеснять от Харькова. Первые два месяца армия еще блокировала северную часть города, но с юга выезды оставались под контролем ВСУ. Не имея возможности взять город, российские военные сначала встали в оборону. Контратаки украинских военных вынудили покидать небольшие города вблизи Харькова, снимая угрозу штурма.

Помимо отступления российских войск из-под Киева, в моральном духе украинских военных случился еще один перелом в пользу победы. Неожиданно был потоплен флагман Черноморского флота крейсер «Москва». Это ослабляло возможности высадки десанта для захвата Одесской области и позволило украинцам поверить в свою победу.

24.04–24.05

Третий месяц

За третий месяц войны с Украиной даже в России начали осознавать поражение. Огромные потери, плохая подготовка, низкая мотивация и многие другие причины слабости российской армии заставили командование менять тактику.

Карта по состоянию на 24 апреля. Инфографика: ISW

Территориальные изменения на картах становились все менее заметными. Речь о взятии городов уже не шла. За целую неделю Генштабы и Украины, и России стали отчитываться лишь о поселках и важных высотах.

Площадь территории, которую контролирует Россия, заметно уменьшилась. Теперь оккупированными оставались по-прежнему Крым, уже половина Донецкой и Луганской областей, 90 процентов Херсонской области, 70 процентов Запорожской области и треть Харьковской области. К прежним 43 тысячам кв. км можно было уже добавить всего 65 тысяч, итого – почти 110 тысяч кв. км. Оккупированной осталась уже одна пятая часть Украины – почти 20 процентов.

На северной границе ситуация относительно стабилизировалась. Все боеспособные части были переброшены на восток и юг. Главной задачей был объявлен захват Донецкой и Луганской областей. Туда ВС РФ стянули все резервы, огромное количество артиллерии, РСЗО, всю авиацию и бронетехнику.

Главным камнем преткновения для дальнейшего наступления на Донбассе оставался Мариуполь. Многочисленные обстрелы, штурмы, гигантские фугасные бомбы весом в несколько тонн нещадно уничтожали территорию завода, где держал оборону последний гарнизон города. Примерно к 20 мая завод был взят, и Россия смогла перебросить войска на север Донецкой области.

В Запорожской области совершались попытки прорыва на областной центр, но безуспешно. Рядом с Запорожьем расположен город Днепр, который также хорошо укреплен.

Западнее российские войска пытались прорваться к Кривому Рогу – индустриальному центру Южной Украины. Там они также потерпели поражение, подступить близко к городу для возможности обстрела из артиллерии не получилось.

В Херсонской и Запорожской областях российские войска чаще других подвергались обстрелам украинских защитников, в том числе в известной Чернобаевке. В городах Херсоне, Мелитополе, Бердянске, активно развернули работу украинские партизаны, взрывая коллаборантов и пуская под откос поезда.

Эпицентр войны перекинулся на север Донецкой области, в подготовленную и плотную промышленную застройку.

24.05–24.06

Четвертый месяц

Весь последующий месяц в центре внимания оказался временный административный центр Луганской области – Северодонецк. Бои за него стали настоящим испытанием для российских войск. Потери, которые понесли ВС РФ, сложно сосчитать, но одни только городские бои длились несколько недель. Даже когда российские войска захватили центр города, жилые кварталы, окружили город с трех сторон и разрушили мосты в тылу у украинских защитников, солдаты ВСУ не бросали позиции.

Карта по состоянию на 24 мая. Инфографика: ISW

Очень крепкой оказалась оборона завода «Азот». Измотав противника как можно дольше, вытянув все ресурсы у российских штурмовых отрядов, последние защитники покинули город на лодках через реку Северский Донец в соседний Лисичанск.

В тылу у Северодонецкой агломерации весь четвертый месяц войны нависала угроза окружения. В Кремле задумали взять в котел многотысячную группировку украинских войск, но этим планам не суждено было сбыться.

Смысл такой обороны заключался не только в том, чтобы истощить противника, но и чтобы выиграть время для получения мощного западного вооружения. И этот план сработал.

Еще одним достижением украинской армии стало первое массированное контрнаступление. Из северных регионов российская армия ушла сама, не сумев преодолеть оборону. Тогда как в Харьковской области ВСУ именно сами шли вперед с боями.

Были освобождены все пригороды Харькова, отбиты города Дергачи, Старый Салтов, Печенеги. Если бы контратака продолжилась, российской группировке в Изюме, на юге области, грозила бы потеря снабжения – через единственную дорогу.

Перекинув подкрепление из Белгорода, Россия удержала позиции. Впрочем, оборона Харьков была окончена – Американский институт изучения войны оценил, что битву за город Кремль проиграл. В Украине это назвали «новым Сталинградом», а дальнобойная артиллерия больше не могла обстреливать мегаполис. Теперь остается только ракетная угроза, впрочем, как и во всех украинских городах.

24.06–24.07

Пятый месяц

После Северодонецка российские войска еще смогли продолжать наступление своими наиболее боеспособными частями. Следующей целью стал соседний город Лисичанск. Темпы продвижения ВС РФ стали совершенно медленными. За неделю войска могли оккупировать максимум несколько сел, которые украинцы отдавали, нанося огромный урон наступающим.

Карта по состоянию на 24 июня. Инфографика: ISW

К 5 июля защитники оставили Лисичанск, так как важнее было сохранить личный состав. Линия фронта на Донбассе так и не превратилась в котел, а только выровнялась. Это позволило укрепить оборону.

В так называемой «ЛНР» заявили, что полностью контролируют всю территорию области, но это не так. На самом деле еще несколько поселков на западе региона остаются под контролем ВСУ до сих пор, как, например, село Белогоровка.

Российские войска объявили перерыв в своем наступлении 7 июля. Это объяснили необходимостью дать солдатам отдохнуть. Уже 16 июля министр обороны Сергей Шойгу вновь заявил о новом наступлении по всем фронтам.

Начались бои на подступах к городу Северску Донецкой области. Новая линия обороны проходит от Бахмута до Славянска, там, видимо, в российском Генштабе надеются прорвать укрепления. Город все еще держится.

В Киеве все это время не сидели сложа руки. В первых же числах июля происходит второй военно-психологический слом на фронте, и снова в пользу украинцев. На передовую поступают первые РСЗО HIMARS. Теперь дальнобойность украинской артиллерии выросла до 70 километров и стала превосходить российскую.

Начались атаки вглубь российских тылов – по военным базам, складам, скоплениям техники, командным пунктам, казармам, объектам инфраструктуры. Держать оборону без обеспечения практически невозможно, поэтому в месте наибольшего давления ВСУ – в Херсонской области, российская армия стала понемногу отступать.

Весь последний месяц циркулировали слухи о контрнаступлении именно на юге, в Херсонской области. Хотя освобождения некоторых населенных пунктов все же случились, обстрелы российских военных объектов в Херсоне участились, но масштабная контратака все еще не стартовала.

При помощи западного вооружения удалось разгромить массу российской техники на острове Змеиный. Несколько ракетных атак с помощью дронов вынудили контингент покинуть Змеиный 30 июня. Украинские военные установили там свой флаг.

В Николаевской области российских войск не осталось и вовсе, до города перестала доставать дальнобойная артиллерия. Попытки прорваться к Кривому Рогу прекратились, на Запорожском направлении линия фронта также стабилизировалась.

Площадь оккупированных территорий с третьего месяца войны практически не изменилась – незначительные земли России удалось захватить на востоке, но зато пришлось отступать на юге. То есть пятая часть Украины все еще оккупирована.

Карта по состоянию на 24 июля. Инфографика: ISW

Пока что линия фронта и размер оккупированных территорий остаются почти что неизменными, какие-либо перемены растягиваются на длительный период времени. Однако признаков скорого перелома, который заставит российских военных стремительно отступать, все больше. Тогда карта оккупированных территорий, снова начнет очень быстро меняться, но уже в пользу Украины.

Series NavigationСледующая часть >>